Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Владелец шампанского дома "Абрау-Дюрсо" и известный общественно-политический деятель Борис Титов намерен возродить традиции российского виноделия и создать холдинг по производству премиальных вин

Владелец шампанского дома "Абрау-Дюрсо" и известный общественно-политический деятель Борис Титов намерен возродить традиции российского виноделия и создать холдинг по производству премиальных вин.

Борис Титов – успешный политик и удачливый бизнесмен. Глава общественной организации "Деловая Россия" и один из лидеров "крестового похода" предпринимателей против повышения налоговых ставок и социальных взносов. Член Общественной палаты РФ и председатель инвестиционно-промышленной группы компаний SVL, которая в 2006 году приобрела 58% акций старейшего российского завода по производству игристых вин "Абрау-Дюрсо". Как признается сам предприматель, в виноделии он не профессионал, но в влюблен в него всей душой, и винный завод стал для него не просто бизнесом, а делом жизни.

Почему вы решили приобрести именно "Абрау-Дюрсо", а не какое-либо другое винное предприятие?

- Потому что "Абрау-Дюрсо" – самый старый винный российский бренд, который появился еще в 1870 году. Для любого предпринимателя обладать таким активом – большая честь. Можно иметь десяток маленьких винодельческих предприятий. Но когда владеешь одним большим, да еще таким, как "Абрау-Дюрсо", это огромное конкурентное преимущество. Но, с другой стороны, это и колоссальная ответственность. Именно по "Абрау-Дюрсо" во многом судят о состоянии винодельческой отрасли в России в целом.

В истории этой торговой марки бывали разные периоды. Пик, я считаю, пришелся на десятые годы XIX века, и связан он с именем французского винодела Виктора Дравиньи. Он сделал шампанское по французским традициям, но с русской душой, которое начали пить при дворе императора Николая II и которое пьют до сих пор. Лучшим отечественным шампанским "Абрау-Дюрсо" было и в советские времена, когда считалось дефицитным товаром. Серьезнейший провал случился в начале 90-х годов. Проблемы с финансированием, сырьем, общая экономическая неустроенность, приватизация – все это привело к резкому упадку бренда. "Абрау-Дюрсо" просто перестали считать хорошим шампанским.

Но в последние несколько лет мы все делаем для того, чтобы восстановить его доброе имя и известность. В 2010 году на международном конкурсе International Wine&Spirit Competition (IWSC) в Лондоне наши вина получили две бронзовые медали. В этом году они получили уже четыре награды. То есть нашу торговую марку признали на Западе. Как в свое время Николай II, мы пригласили лучших французских виноделов и с их помощью полностью реконструировали производство. Сегодня оно совершенно другое, чем еще два года назад. От сбора винограда и отжима его на прессах до хранения и выдержки. Даже резервуарное шампанское, производимое по французской технологии, тоже стало совершенно другим – более высокого качества. Наше шампанское сейчас гораздо лучше, чем, например, итальянские образцы. И мы не боимся об этом открыто говорить.

Многие виноделы отмечают в России появление моды на вино. Вы с ними согласны?

- Мне очень приятно осознавать, что в России существует мода на вино и оно пробивает себе дорогу на международные рынки. Россия в этом смысле отстала от европейских стран. Потребление вина в нашей стране стоит на третьем месте после крепких алкогольных напитков и пива. Хотя все должно быть как раз наоборот: вино и пиво – на первом месте, крепкие напитки – на третьем. Так происходит во Франции, Англии, Голландии. Так должно быть и в России. В отличие от крепкого алкоголя, который действительно приносит вред и приводит к алкогольной зависимости, слабоалкогольные напитки совершенно другие. Вино пьют не для того, чтобы напиться и снять стресс, а чтобы получить удовольствие. Спирт, который есть в вине, – это не дистиллят, не ректификат, он – естественного брожения.

И все же, судя по последним тенденциям (повышение акцизов на пиво, ограничение продаж спиртного), алкогольный бизнес в России – занятие весьма рискованное...

- Государству просто нужно очень правильно выстраивать антиалкогольные кампании. Так уж устроена человеческая природа, что нам всегда нужны какие-то антидепрессанты. Запрещаете одно – значит, давайте какую-то легальную альтернативу. Иначе люди найдут другие, неправильные и даже изуверские, способы снять напряжение. Во многих цивилизованных странах виноделы вообще не платят налогов и государство их стимулирует. У нас же все наоборот. Вся социальная риторика, понимание того, что хорошо, а что плохо, в России очень примитивны. И это приводит к неправильным результатам. Если вдуматься, то резкое усиление контроля за употреблением алкогольных напитков – мера абсолютно правильная. Только вводить ее нужно против крепкого алкоголя, а не против вина. Потому что вино – продукт полезный. Например, "Абрау-Дюрсо" в годы войны развозили по всей стране как лекарство.

Интересно, какова сейчас доходность винного производства?

EBIDTA и выручка у нас составила 32%, и мы считаем это очень хорошим показателем. Одним из самых высоких в винной отрасли. Все-таки масштабное инвестирование дает на выходе очень хорошие результаты.

Объект туризма

В 2010 году шампанский дом "Абрау-Дюрсо" и галерея отелей Cronwell Hotels & Resorts открыли первый в России винный тематический бутик-отель "Империал", ставший первой частью курортного комплекса, возводимого в селе Абрау-Дюрсо. В чем заключалась идея создания этого проекта?

- В развитии винного туризма. И своей цели мы, можно сказать, достигли. С момента открытия отель уже успели посетить около 120 тысяч туристов. По этому показателю "Абрау-Дюрсо" занимает первое место в мире. Ни во Франции, ни в Испании, ни в Латинской Америке – нигде нет такого, чтобы на одном объекте винного туризма побывало такое число посетителей за один год. Хотя ту же Францию посещают миллионы туристов.

Наша задача – отойти от туризма одного дня, когда люди приезжают всего на несколько часов, и привлекать туристов на несколько дней. Для нас такие люди очень важны. Потому что, во-первых, они становятся лояльными к торговой марке, во-вторых, в будущем это наши "амбассадоры", которые всем расскажут о полученных в Абрау эмоциях, и, в-третьих, они приносят больше всего прибыли.
Поэтому мы решили развивать не просто винодельческое хозяйство, а целый комплексный проект. Он включает в себя много различных услуг: собственно отдых в бутик-отеле с европейским сервисом, питание в ресторанах, которых у нас на территории комплекса уже три, катание на лодках, джипинг, конные прогулки. Если туристы приедут сюда на день-два – хорошо. Но если они останутся здесь на неделю – для нас еще лучше. Для таких людей мы планируем построить здесь объекты жилой недвижимости: одно- и многоэтажные дома.

На какую категорию туристов вы рассчитываете?

- Элитная категория туристов ездит отдыхать за границу и готова за это платить сумасшедшие деньги. Поэтому конкурировать с Лазурным Берегом Франции или Карибскими островами мы не будем и на элиту не ориентируемся. Наша целевая аудитория – средний класс. Те, кто может выбирать места для отдыха на свой вкус, но при этом предпочитают проводить досуг в России. На таких людей в первую очередь и рассчитано наше вино и все наши туристические программы. Именно для среднего класса мы и должны построить трех- и четырехзвездочные отели, бассейны, оборудовать чистые пляжи с нормальными лежаками и удобными входами в воду. Пусть средний класс в России пока еще очень мал, но со временем, я уверен, он будет расти. А вместе с ним вырастем и мы сами.

Как показывает практика, далеко не все винные компании заинтересованы в продвижении своего бренда посредством винного туризма. Как вы думаете, почему?

- В продвижении бренда с помощью туризма заинтересованы те винные компании, которым нечего скрывать на своем производстве. Которые делают вино из собственного винограда, активно развивают свои хозяйства. Направление винного туризма развивает, к примеру, "Фанагория". "Вина Кубани" построили целое шато и принимают туристов там. Уже второй винный комплекс строит компания "Русский Азов". Все они ориентируются на то, что их будут посещать люди. А есть хозяйства, которым просто нечего показать. Кто-то находится в отсталом технологическом состоянии. Кто-то разливает в бутылки импортные винные материалы и продает как российское вино. Чем больше лишних глаз, тем выше риск, что их технологические схемы раскроют. Понятно, что в туристах такие хозяйства не заинтересованы и водить их к себе не хотят. А мы хотим.

Деловые связи

Параллельно с ведением бизнеса Борис Титов активно занимается общественной деятельностью. Так, в 2000 году предприниматель был избран членом бюро правления и вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где в 2002-2005 годах возглавлял комиссию по этике. В 2003 году Титов стал сопредседателем, а в мае 2004 года – председателем общероссийской общественной организации "Деловая Россия", где в качестве руководителя вошел в состав нескольких государственных и общественных институтов.

Помогает ли вам в бизнесе ваша активная общественная деятельность?

- Могу сказать совершенно однозначно: да, помогает. Многие считают, что общественная деятельность – это дополнительная нагрузка и надо заниматься чем-то одним. Но если бы у меня не было того кругозора, который есть сейчас и который я получаю в рамках "Деловой России": знаний о состоянии экономики страны в целом, налоговой системе, проблемах бизнеса в разных отраслях экономики, – то мне и с "Абрау-Дюрсо" было бы намного сложнее. А сейчас мне легче выстраивать этот проект, потому что я знаю больше других. У меня больше друзей, больше знакомств и, честно скажу, больше связей. В том числе и в высших государственных кругах. Поэтому общественная работа идет вместе с бизнесом параллельно, и они друг другу помогают.
Как мне помогает в общественной работе "Абрау-Дюрсо"? Благодаря этому проекту я не отрываюсь от реального бизнеса и остаюсь действующим бизнесменом. И это дает мне возможность хорошо чувствовать, какие процессы происходят в экономике, как сегодня идет регулирование бизнеса, чем и как российский бизнес живет.

То есть связи облегчают ведение бизнеса в России?

- Связи облегчают ведение бизнеса везде, во всем мире. Если у тебя выстраиваются нормальные партнерские отношения с руководителем региона или руководителем муниципалитета, это всегда помогает.

Национальный приоритет

В 1991 году Титов совместно с рядом российских и английских партнеров основал компанию по торговле, инвестициям в логистику и производству продукции нефте- и газохимии Solvents and Lubricants. В дальнейшем предприятие выросло в инвестиционно-промышленную группу компаний SVL, основной бизнес которой был связан с производством минеральных удобрений и которая на сегодняшний день является основным владельцем бренда "Абрау-Дюрсо".

Какие предприятия входят в возглавляемую вами группу компаний SLV помимо винного завода?

- Сейчас мы полностью вышли из бизнеса, связанного с минеральными удобрениями, с нефтепродуктовой и химической логистикой. Практически отказались от бизнеса по производству базальтопластиков. Недавно сделали management buy-out на Тверьполиэфире. Менеджмент выкупил у нас фабрику. Мы решили полностью сосредоточиться на аграрной отрасли. Точнее, на двух ее направлениях – птицеводстве и виноделии.
У нас в активе ржевская птицефабрика, которую мы поднимали с нуля, и сегодня она одна из лучших по качеству мяса птицы в России. Мы очень довольны. Что касается виноделия, то "Абрау-Дюрсо" не единственный наш актив. Мы приобрели и другие винодельческие хозяйства. В Геленджике – "Лазурную ягоду", во Франции – шато д'Авиз. Присматриваемся к винным предприятиям в Хорватии. Мы хотим создать винный холдинг, который занимался бы производством высококачественных премиальных вин. Это очень серьезные перспективы, к ним мы и движемся.

Не появится ли в этом случае внутренней конкуренции между предприятиями холдинга в ущерб "Абрау-Дюрсо"?

- Нет, потому что они будут дополнять друг друга. Если мы говорим об активах в Хорватии, то это в основном регулярные источники качественного сырья для нас. Мы не можем в России полностью себя обеспечить виноградниками. "Лазурная ягода" – сегмент столовых вин премиального качества. Шампань – технологический трансфер. Мы там делаем органическое вино, совершенно другой сегмент, очень для нас интересный. Ну а "Абрау-Дюрсо" – это, как я уже говорил, национальный российский бренд с большими традициями и историей. И этим все сказано.

yuga.ru
 

13.09.2011