Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Греческие виноделы начинают сбор урожая с надеждой на Россию и Китай

В один из последних дней августа виноделы Крита были на ногах уже до зари. Здесь начался сбор урожая, которого в этом году могло и не быть. Местные виноделы немало сражались в этом сезоне, чтобы уберечь виноградники от заболевания фитофторы, но и для спасенного вина проблем остается предостаточно: оно должно найти путь к потребителю в разгар тяжелого экономического кризиса, пишут РИА Новости.

Как собирают виноград

Виноградарь Яннис Костандакис из старейшей винодельческой компании Греции Boutari руководит сбором урожая на подведомственном ему винограднике с самого восхода солнца. С работы ему предстоит уйти лишь поздним вечером.

«Сегодня мы начинаем собирать сорт шардоне, здесь с лозы мы получаем от двух до четырех килограммов», — поясняет Костандакис, ловко срывая гроздь небольших круглых ягод.

Винодельня площадью в семь гектаров расположилась на холме в живописной долине, к югу от критской столицы Ираклиона. Несмотря на небольшой размер, здесь выращивают с десяток сортов винограда — красный шираз и светлый шардоне, а также местные сорта коцифали, лиатико, вилана, мальвазия, критский мускат... Многие из малых экспериментальных сортов придают купажу критского вина его своеобразие.

Мягкий свет утра и прозрачный воздух по утрам напоминают здесь итальянскую Тоскану, но к полудню уже вовсю жарит солнце и задувает мощный северный ветер с моря. Климат Крита, крупнейшего греческого острова, идеален для возделывания винограда, но для того, чтобы получить вино, требуются большие усилия.

Греческие и болгарские работники споро собирают виноград с лозы, затем его без промедления везут в хозяйство, где производство объединено под одной крышей с красивым современным зданием, принимающим для дегустации туристические группы. Виноград должен оказаться в давильне как можно скорее, и все уже в сборе. Но прежде короткий молебен по православному обычаю.

«Господи, благослови плоды сего виноградника и дай всякому, кто причащается ему, освящение и душевное преуспеяние», — поет священник, прежде чем с помощью веточки базилика окропить святой водой виноградные кисти, цистерны для брожения вина и бочки.

После этого все работники винодельни, в том числе и те, кто обычно заняты с туристами, помогают перебирать виноград на ленточном конвейере.

Ягоды оставят в давильне на некоторое время, прежде чем начинать ферментацию — так свежий виноградный сок получит больше аромата от шкурки ягод. Дальнейшая ферментация вина в специальных цистернах — сложный химический процесс. Виноделы контролируют множество параметров, среди которых самый важный — температура. И при этом они сохраняют все изначальные свойства винограда. Потом вино будет вызревать в бочках — от нескольких месяцев до трех лет. Собранный сегодня сорт шардоне пойдет на производство белого сухого вина, где 40% купажа составят местные греческие сорта мальвазия и вилана.

Всего же хозяйство производит четыре сорта вина — сухое красное и белое, а также два марочных сладких, что выдерживаются в дубовых бочках из Франции и Калифорнии до трех лет. Все эти вина получали международные награды, и виноделы рассчитывают, что им удастся конкурировать с лучшими европейскими образцами.

Трудный год

Год выдался трудным — и для производства, и для сбыта вина. После прошлогодней засухи впервые за последние десятилетия на Крит обрушилась фитофтора, и на многих виноградниках потеряли урожай.

«Некоторые виноградари не сориентировались вовремя, так что падение производства на Крите может составить 60-70%», — говорит бывший президент общества виноделов Греции Стелиос Алексакис.

На винограднике, которым руководит Яннис Костандакис, урожай удалось отстоять, но далось это тяжело.

«Для того чтобы увидеть виноград в давильне, мы сражались c фитофторой днем и ночью», — говорит Костандакис.

В самый напряженный первый день сбора урожая он нашел полчаса, чтобы показать корреспонденту РИА Новости окрестности, в числе которых особая гордость — руины древней винодельни возрастом более трех тысяч лет, которую здесь называют винодельней мифического царя Миноса. С вершины соседней горы Юхтас Костандакис показывает раскинувшуюся внизу родную деревню Арханес и окружающие ее бесконечные виноградники и оливковые рощи.

«Здесь все живут маслом и вином, и все инвестиции делаются в виноградники», — говорит он.

Оливы в последние годы вытесняют виноградную лозу: они гораздо неприхотливее, надежны и не требуют такого большого труда. Вдобавок к этому по виноделам с их сложным и дорогостоящим продуктом ударил рынок.

«В этом году рыночные цены выше и они покрывают себестоимость, но само производство упало, так что доходы виноделов сократились. В былые годы Крит производил до 150-200 тысяч тонн винограда. В прошлом году производство составляло 40 тысяч тонн, а в этом году — неизвестно», — говорит Стелиос Алексакис.

Кроме того, продолжающийся уже третий год кризис бьет по доходам местных потребителей, несмотря на все традиции греческого радушного застолья с умеренными возлияниями.

«Потребление вина в литрах осталось почти на том же уровне, но изменился стиль потребления: покупатель предпочитает „домашнее“, разливное дешевое вино. Что касается более дорогого бутилированного, то его потребление упало», — поясняет представитель греческого общества виноделов Корнилия Алексиаду.

По данным же критского объединения виноделов, потребление вина в бутылках может снизиться в кризисном 2011 году чуть ли не вдвое. Но поступаться качеством нельзя, настаивает виноградарь Костандакис.

«У нас натуральное производство, мы не используем вредные удобрения. И не поливаем лозу, чтобы виноград не насыщался водой — только то, что он сам заберет из земли», — говорит он.

В этих условиях тонкое выдержанное марочное вино, которое стоит в розницу до 25 евро за 500 миллилитров, может не найти должного спроса. Но наиболее дальновидные виноделы планку качества не снижают, надеясь на то, что выход будет найден.

Надежда на Россию и Китай

На стоянку перед зданием винодельни выруливают два туристических автобуса: это приехали 80 туристов из России. Посетителям показывают виноградник, производство, погреб с бочками, приглашают на дегустацию вина, чтобы затем предложить купить понравившийся сорт. Россияне покупают неплохо, качеством довольны, но говорят, что греческое вино пробуют впервые.

«Я никогда не видела греческого вина в продаже в Санкт-Петербурге», — говорит туристка Ксения.

Всякий виноградник должен иметь свою легенду для посетителей, есть она и у этого хозяйства. Говорят, что местный флагманский сорт сухого вина, затейливо названный «вином с виноградника привидений», обязан своим названием изобретательности одного из прежних хозяев. Якобы тот, чтобы не дать ворам поживиться созревшим виноградом, лично караулил виноградник по ночам, завернувшись в простыню и изображая привидение.

Кроме дегустации, туристам предлагают и частные ужины, включающие местные блюда, которые готовят здесь же, а также кулинарные уроки: критская кухня славится изобилием свежих и полезных продуктов, которые, как считают ученые, играют важную роль в завидном долголетии жителей острова. Все это позволяет не просто попробовать вино, но и понять его культурный контекст.

«Мы довольны отзывами российских туристов, им нравится и вино, и еда. Вообще российские туристы в этом году наиболее многочисленные», — говорит менеджер винодельни Манолис Камарианакис.

В целом же рынок стран, где о греческом вине раньше почти не слышали, остается главной надеждой виноделов в связи с внутренним кризисом.

«Большинство производителей так или иначе теперь ориентируются на экспорт, поскольку в самой Греции потребление очень сильно упало. Рынки, на которые прежде всего смотрят греческие производители в надежде экспансии, — это Россия и Китай», — говорит Корнилия Алексиаду из греческого общества виноделов.

В первом полугодии в категории напитков, главным из которых является вино, экспорт вырос на четверть. Представители критских производителей вина также отмечают, что на российском направлении наблюдается рост.

«С начала 2011 года мы продали в Россию около 100 тысяч бутылок», — говорит Апостолос Алексакис.

Положительный эффект дало и то, что греческие производители объединяются и начинают продвигать страну в целом, а не каждый сам себя. В этом есть логика: например, потребители многих стран понятия не имеют об отдельных французских производителях, но прекрасно знают и доверяют французскому вину. Теперь и Греция начинает продвигать свой продукт как одно целое, выбрав в качестве «послов» своей отрасли четыре местных сорта винограда: темный кисловатый ксиномавро, темный с нотками фруктов и вишни агиоргитико, белый ассиртико для сладких и белых сухих вин с терпковатым вкусом, а также мосхофилеро с исключительно тонким ароматом.

В последние годы экспорт греческого вина колебался в районе 350 тысяч гектолитров. Безусловным лидером в его потреблении была Германия (около 40%), а второй рынок — США — показывал лишь около 12%. Россия, прежде не игравшая важной роли, становится одним из ключевых рынков: при наличии спроса греческие виноделы готовы потягаться и с более известными странами.

«Наши вина стали лучше, они готовы конкурировать с французскими и другими европейскими винами», — считает Алексиаду.

В кризис греческие виноделы стараются по возможности не унывать, ищут новые рынки сбыта и не намерены поступаться качеством.

«Прибыль от виноделия не очень велика, это занятие скорее для тех, у кого есть вкус к этому, кто любит делать вино», — говорит один из критских виноделов.


novolitika.ru
 

12.09.2011