Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Винокурение и винные склады

Винокурение и винные склады

Первые корпуса на территории завода «Амурский кристалл» были построены ещё в конце XIX века. Строения эти сохранили свою функцию и сегодня, так как приобрели этот участок земли тогдашние водочные короли Дальнего востока. Даже фамилия у них была соответствующая бизнесу – братья Пьянковы. Однако они были не первыми, кто занимался винокурением и розливом спирта в Благовещенске.

На углу улиц Краснофлотской и Калинина (бывших Набережной и Графской) находилась усадьба купца Михаила Мокеевского, который и начал историю винокурения в Амурской области. В 1868 году он вместе с женой Александрой Капараки открыл первый винокуренный завод на заимке Новинка – в сорока пяти вёрстах от Благовещенска. Завод называли Михайловским, по имени Михаила Мокеевского.

Именно этот маленький заводик является дедушкой «Амурского кристалла». В собственности Мокеевского завод был 10 лет, затем дела купца пошатнулись и он сдал завод в аренду «Амурскому торгово-промышленному товариществу». Создали это товарищество Нерчинский купец Владимир Лукин и потомственная гражданка Елизавета Голдобина, уже владевшая в Забайкалье винокуренным заводом. Компаньоны вложили в завод большие деньги. Выписали из Германии новейшее оборудование. Уже через три года количество продукции увеличилось в десятки раз.

Михаил Мокеевский в 1892 году был объявлен несостоятельным должником. Его имущество, в том числе и усадьба на углу улиц Графской и Набережной, было выставлено на торги. И усадьбу, и завод приобрёл, конечно же, Владимир Михайлович Лукин. Многие купцы в то время зарабатывали капитал на золоте, Лукины же на амурской земле сделали состояние на винокурении. Впоследствии у них были пароходы, доходные дома, стекольный завод и спичечная фабрика. Но началось всё с Михайловского винокуренного завода. Рассказывает кандидат философских наук Ирина Ермацанс: «Вскоре они перенесли завод в черту города Благовещенска. В 1904 – 1905 годы на участке, отведённом городом под винокуренный завод, были построены новые производственные корпуса. Они были оборудованы новыми производственными мощностями, и поэтому достаточно благополучно завод развивался».

Лукины входили в тройку самых крупных землевладельцев в Амурской области. У них был ещё и стекольный завод – они производили тару для своей продукции. Вскоре они начали изготавливать и пиво. Продукцию и сырьё они перевозили на собственных пароходах.

«Производство это было взаимосвязано с очень многими отраслями в единое целое: и пароходство, и стекольный завод, и винокурение, – продолжает Ирина Ермацанс, – здесь же продажа в различных пунктах Амурской области. Не только в Благовещенске у них были винные склады, но и в Михайловке, и в Большой Сазанке. На этом участке располагался большой двухэтажный винный склад. И здесь же была главная контора торгового дома».

В то время водку или слабоградусный спирт называли хлебным вином. Чаще её делали изо ржи или пшеницы. Хлеб для производства водки закупали в области, в Забайкалье, но большей частью в Манчжурии. Завод приносил совладельцам немалый доход: в чистом виде от 50 до 75 тысяч рублей в год. Это объяснялось монопольным положением михайловцев, определивших высокую цену местной водки. Возить из европейской части России было ещё дороже. Поэтому конкуренты пришли с востока.

Водочными королями называли братьев Пьянковых на всём Дальнем Востоке. Они переселились сюда из Томска. В 1893 году «Торговый дом М.Пьянков с братьями» приобретает в Благовещенске на берегу Амура землю и начинает строить винные склады для розлива собственного спирта. Здесь строится целый комплекс зданий: кирпичный очистной склад, склады спирта и денатурированного спирта, двухэтажный дом, занятый под контору и квартиры, и другие производственные и жилые помещения. Очистной склад братьев Пьянковых положил начало Благовещенскому ликёроводочному заводу, на его месте в настоящее время и располагается «Амурский кристалл».

Рассказывает Ирина Ермацанс: «Первым приезжает Михаил Пьянков, обосновывается в Николаевске-на- Амуре. Затем, через три года, выписывает брата Владимира, и потом они добиваются, чтобы сюда приехал их ещё один брат – Иннокентий».

Именно Иннокентий Павлинович Пьянков стал руководителем торгового дома в Благовещенске. Революционную деятельность он сменил на предпринимательскую. Иннокентий Пьянков был судим за принадлежность к «народническому обществу» и участие в открытии тайной типографии для организации «Чёрный передел», и сослан в Иркутскую область на 15 лет. На Дальний Восток он попадает благодаря хлопотам своих братьев – к тому времени уже богатых промышленников.

«Конечно, интересно получается, людей сюда ссылали, а тут люди сами просят, чтобы брат их приехал на Дальний Восток. Уж куда дальше можно было. Поэтому естественно, им разрешают. Он сюда приезжает», – говорит Ирина Ермацанс.

Но у всех российских промышленников, которые работали в этой отрасли был один общий враг – китайский ханшин. Писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, будучи в Благовещенске ещё в 1898 году, вспоминает, что говорили ему благовещенцы: «Китайцы… водкой своей торгуют…дешёвая и вдвое пьяней нашей…Сейчас напейся – сегодня пьян, а завтра выпей натощак полстакана простой воды, и опять пьян на весь день…Ну и тянется народ за ней. Китаец всякому удобен ».

В 1900 году бутылка российской водки стоила 1 рубль, а бутылка китайского спирта – 10 копеек. Громадное количество ханшина, не поддающееся учету, провозилось или проносилось «спиртоносами» контрабандным путём из Манчжурии. «Спиртоносничество» было очень выгодным промыслом и в нём с успехом принимали участие как русские, так и китайские контрабандисты. По имеющимся данным, в 1909 году в Благовещенск только из Цицикара было доставлено контрабандным путём более 280 тысяч литров спирта.

С началом Первой мировой войны в России был введён сухой закон. Спирт производился только по заказу и с разрешения государственных органов для медицинских целей и для фронта. Ситуация для винокурения стала крайне неблагоприятной, и в 1916 году завод Лукина был продан с торгов торговому дому Чурина. Известен факт, что во время японской оккупации Амурской области в 1919 году, в очистном складе братьев Пьянковых вёл продажу спирта японец Хаяси Коичи.

После революции, гражданской войны и сопутствующим этим событиям переворотов в 1922 году винокуренные заводы в Благовещенске были национализированы, а в дальнейшем – объединены общим заводоуправлением. На Дальнем Востоке продажу вина и спирта разрешили уже в 1922 году – раньше всех в стране. Скорее всего, в целях борьбы с контрабандным ввозом манчжурского спирта и самогоноварением. В ноябре 1922 года было образовано Управление государственным винокурением Амурской и Приамурской областей, разместившееся в здании конторы очистного склада братьев Пьянковых. Тогда же, в ноябре 1922 года была произведена национализация винокуренных заводов, и возобновил работу национализированный очистной склад.

К концу 1923 года была установлена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Винные магазины и винные склады, которые теперь назывались очистными, перешли в ведение Госспирта.

Винокурение вернулось в Приамурье. Уже в 1930 году бывший склад братьев Пьянковых, преобразованный в спиртоводочный завод, выпустил почти 300 тысяч вёдер сорокаградусной. Можно было сказать, что производство водки, пришедшей на смену китайскому ханшину, было восстановлено. Завод работает и сегодня, так что история этого дома продолжается.


amur.info
 

19.08.2011