Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу N А41-36174/09

В удовлетворении заявления о признании недействительными договоров поручительства отказано правомерно, поскольку доказательств заинтересованности банка в оспариваемых сделках не представлено, кроме того, конкурсным управляющим пропущен срок исковой давности.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Куденеевой Г.А., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Дружининой Т.Н.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего ЗАО "ОСТ-Аква" Агапова Д.Е.: Безбожная Е.В. по доверенности от 04.02.11; Новиков Г.Л. по доверенности от 10.01.11;
от Сбербанка России: Трефилова Е.В. по доверенности N 22-01-23/2740 от 29.12.10;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ЗАО "ОСТ-Аква" Агапова Д.Е. на определение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2011 года по делу N А41-36174/09, принятое судьей Потаповой Т.Н., по заявлению конкурсного управляющего ЗАО "ОСТ-Аква" Агапов Д.Е. о признании недействительными договоров поручительства,

установил:

Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества (ЗАО) "ОСТ-Аква" Агапов Данил Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными договоров поручительства N 863/1-П и N 848/1-П от 21.01.09, заключенных между ЗАО "ОСТ-Аква" и Сбербанком России.
Заявление подано на основании статей 61.8, 61.9 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ЗАО "ОСТ-Аква" Агапов Д.Е. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, указывая на заинтересованность Сбербанка России в заключении оспариваемых договоров.
В судебном заседании апелляционного суда представители конкурсного управляющего должника поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Сбербанка России возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 22.01.08 между Сбербанком России (Кредитор) и обществом с ограниченной ответственностью "Черноголовский завод алкогольной продукции "ОСТ-АЛКО" (ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО") (Заемщик) был заключен договор N 848 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки), согласно которому Кредитор обязался открыть Заемщику невозобновляемую кредитную линию для пополнения оборотных средств на срок до 21.01.09, с лимитом в сумме 110 000 000 рублей (т. 1, л.д. 12 - 21).
В обеспечение исполнения указанного договора 21.01.09 между Сбербанком России ЗАО "ОСТ-Аква" (Поручитель) был заключен договор N 848/1-П в соответствии с которым Поручитель обязался отвечать перед Кредитором за исполнение Заемщиком всех обязательств по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии N 848 от 22.01.08 (т. 1, л.д. 22 - 26).
27.03.08 между Сбербанком России (Кредитор) и ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО" (Заемщик) был заключен договор N 863 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки), согласно которому Кредитор обязался открыть Заемщику невозобновляемую кредитную линию для пополнения оборотных средств на срок до 27.03.09, с лимитом в сумме 110 000 000 рублей (т. 1, л.д. 29 - 38).
В обеспечение исполнения указанного договора 21.01.09 между Сбербанком России ЗАО "ОСТ-Аква" (Поручитель) был заключен договор N 863/1-П в соответствии с которым Поручитель обязался отвечать перед Кредитором за исполнение Заемщиком всех обязательств по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии N 863 от 27.03.08 (т. 1, л.д. 41 - 45).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2010 года ЗАО "Ост-Аква" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Агапов Д.Е.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2010 года в третью очередь реестра требований кредиторов ЗАО "ОСТ-Аква" включены требования Сбербанка России в размере 189 520 000 рублей долга, 6 130 311 рублей процентов по кредиту, 7 443 128 рублей 32 копейки неустойки за несвоевременное погашение долга, 446 136 рублей 66 копеек неустойки за несвоевременное погашение процентов (т. 1, л.д. 57 - 59).
Конкурсный управляющий должника, полагая, что заключение вышеназванных договоров поручительства повлекло неблагоприятные последствия для должника, а также, что сделки были совершены с заинтересованностью ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из отсутствия доказательств заинтересованности в указанных сделках Сбербанка России или ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО".
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 28.04.09 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) об оспаривании сделок должника применяются также при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении сделок, совершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 28.04.09 он вступил в силу с 05.06.09.
Таким образом, поскольку оспариваемые сделки были совершены до даты вступления в законную силу Федерального закона N 73-ФЗ, к спорным правоотношениям применяются положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей на момент заключения договоров поручительства.
Частью 3 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных банкротом, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником с заинтересованным лицом, признается судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.
В обоснование наличие заинтересованности при заключении договоров поручительства от 21.01.09 конкурсный управляющий указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" (член совета директоров (наблюдательного совета), лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий, член коллегиального исполнительного органа общества, акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосующих акций общества, а также лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания, признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, в том числе если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица являются выгодоприобретателем в сделке либо владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося выгодоприобретателем в сделке, либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося выгодоприобретателем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица. В качестве выгодоприобретателя может рассматриваться должник по обязательству, в обеспечение исполнения которого акционерное общество предоставляет поручительство либо имущество в залог, за исключением случаев, когда будет установлено, что договор поручительства или договор о залоге совершен акционерным обществом не в интересах должника или без его согласия (Постановление Пленума ВАС РФ N 40 от 20.06.07 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью").
Основываясь на указанной норме, конкурсный управляющий должника пришел к выводу, что ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО" (новое наименование - ООО "Вектор") является выгодоприобретателем по оспариваемым договорам поручительства.
На дату заключения договоров поручительства акционером ЗАО "ОСТ-Аква" с 60, 78% голосующих акций являлось ЗАО "Группа предприятий "ОСТ", являющееся также единственным участником ООО "ЧЗАП "ОСТ-Алко" с размером вклада в уставный капитал 50 000 000 рублей.
На основании изложенного, конкурсный управляющий Агапов Д.Е. сделал вывод о том, что ЗАО "Группа предприятий "ОСТ" и ООО "ЧЗАП "ОСТ-Аква" являлись заинтересованными лицами в совершении ЗАО "ОСТ-Аква" оспариваемых сделок, при этом в нарушение законодательства об акционерных обществах одобрения собрания акционеров на заключение договоров поручительства должником не получалось.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами заявителя апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 32 от 30.04.09 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", под сделкой, совершенной с заинтересованным лицом, в пункте 2 статьи 103 Закона о банкротстве понимается не только сделка, другой стороной которой является заинтересованное лицо, но и сделка, которую от имени другой стороны совершило в качестве представителя или единоличного исполнительного органа заинтересованное лицо.
Под заинтересованными лицами применительно к положениям статьи 103 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" понимаются лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику и признаваемые таковыми на основании пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона:
- юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством;
- руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей, в течение трех лет, предшествующих дате возбуждения производства по делу о банкротстве;
- работники должника;
- иные лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются также лица, находящиеся с физическими лицами, указанными в настоящем пункте, в родственных отношениях.
Пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 32 от 30.04.09 установлено, что под иными лицами понимаются лица, признаваемые законодательством о юридических лицах заинтересованными в совершении юридическим лицом сделки (пункт 1 статьи 81 Федерального закона "Об акционерных обществах", пункт 1 статьи 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 1 статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В частности, если должник является акционерным обществом, заинтересованными по отношению к нему лицами являются: член совета директоров (наблюдательного совета); лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация или управляющий); член коллегиального исполнительного органа; акционер, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества; лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания, а также их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица.
Заинтересованным лицом по отношению к спорным правоотношениям является ООО "ЧЗАП "ОСТ-АЛКО". Однако, поскольку указанное лицо не является стороной оспариваемых договоров поручительства, указанные сделки не могут быть признанными совершенными с заинтересованностью.
Кроме того, как указано в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 32 от 30.04.09, отсутствие одобрения оспариваемой сделки в соответствии с требованиями законодательства о юридических лицах как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не является условием признания сделки недействительной на основании пункта 2 статьи 103 Закона о банкротстве, а наличие такого одобрения само по себе не влечет отказа в иске об оспаривании сделки на основании той же нормы.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал конкурсному управляющему должника в удовлетворении заявления о признании сделок недействительными.
Однако апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что заявителем не был пропущен срок исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Исходя из разъяснений, данных в пункта 42 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 от 15.12.04 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", иск о признании сделок недействительными по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 103 названного Закона, может быть предъявлен внешним управляющим или кредитором должника в течение годичного срока исковой давности (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Если в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 103 Закона требование о признании оспоримой сделки недействительной предъявляется внешним управляющим, срок исковой давности исчисляется со дня, когда о совершенной сделке узнал или должен был узнать первоначально утвержденный внешний управляющий, а не должник. Срок исковой давности, пропущенный внешним управляющим, не восстанавливается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 12.11.01 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 15.11.01 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Агапов Д.Е. был назначен конкурсным управляющим должника решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2010 года. Однако, с 12.11.09 Агапов Д.Е. являлся временным управляющим ЗАО "ОСТ-Аква". При смене арбитражных управляющих в процедурах банкротства срок исковой давности не начинает течь заново (Определение ВАС РФ от 18.04.11 N ВАС-4051/11).
Так как с заявлением о признании сделки недействительной управляющий обратился в суд 18.03.11, срок исковой давности пропущен.
Принимая во внимание, что неверное толкование положений закона о применении срока исковой давности не привело к принятию незаконного судебного акта, оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Московской области от 20 мая 2011 года по делу N А41-36174/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
Г.А.КУДЕНЕЕВА
В.П.МИЗЯК

 

12.08.2011