Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
На Аландских островах успешно торгуют на аукционах шампанским, поднятым с затонувших кораблей

Сдали бутылки

«В шхеры пришла красивая яхта, говорят, лично Абрамович прибыл за шампанским» – этот слух, как лесной пожар, быстро распространился среди 600 зрителей аукциона, проходившего в зале конгрессов Alandica города Мариехамн – столицы автономных Аландских островов в составе Финляндии. С молотка должны были уйти две бутылки поднятого со дна Балтийского моря старейшего в мире шампанского. Одна – марки Juglar, ныне не существующей, другая – знаменитого дома Veuve Clicquet («Вдова Клико»). Торговля вином с затонувших кораблей превратилась здесь в пусть и необычный, но весьма выгодный бизнес.

Летом прошлого года аландские дайверы обнаружили на сорокаметровой глубине двухмачтовый галеаз. В грузе парусника, затонувшего, по оценке экспертов, в период между 1820 и 1830 годами, нашли 145 бутылок шампанского. Благородный напиток с почти двухвековой выдержкой стал собственностью аландского правительства, которое решило продать раритетные бутылки. «Прибыль от продажи пойдет на развитие морской археологии. В районе Аландских островов самое большое кладбище кораблей на планете. Локализованы две сотни объектов, на которые еще никто не нырял. Кто знает, какие сокровища там скрываются», – рассказал «НИ» руководитель отдела информации аландского правительства Бьорн Хэггблум. По его словам, ведущие аукционные дома мира, включая «Сотбис» и «Кристи», бились за право пустить с молотка на Аландах уникальное шампанское, но выбор пал на американскую компанию Acker Merall&Condit, специализирующуюся на эксклюзивном спиртном. Команда специалистов во главе с Ричардом Юлином, считающимся главным знатоком шампанского в мире, предварительно заменила пробки на всех поднятых со дна бутылках, чтобы проверить качество напитка аристократов.

«Содержимое трети бутылок никуда не годилось. Комнату наполнял запах тухлых яиц, нам пришлось выходить и проветривать помещение. Другая треть оказалась вполне приемлемой, но не аукционного качества. И, наконец, еще треть сохранилась превосходно, – просветил аудиторию перед началом аукциона г-н Юлин. – Шампанское было сладким – сейчас такое не делают – с сильным привкусом грибов и сыра. Сделал один глоток, и послевкусие остается надолго. Пищу таким шампанским запивать нельзя, оно все остальные ощущения перебивает. В общем, не самое лучшее из того, что я пил, но уникальное несомненно».

«Только подумайте, перед вами бутылки, появившиеся на свет тогда, когда были изобретены спички и паровой двигатель, когда жили Чайковский, Байрон, Мэри Шелли и Наполеон!» – размашистыми мазками обозначил время рождения шампанского Джон Кэйпон, который вел торги.

Первым выставили Juglar. Лот ушел за 24 тысячи евро. Владельцем исчезнувшей марки стал анонимный покупатель, который участвовал в торгах по Интернету под номером 3857. Но королевой дня, безусловно, была легендарная «Вдова Клико». С 16,22 евро цена поднялась до 28 тысяч! «Давайте, Роман и другие! Сделаем мировой рекорд!» – подстегнул Абрамовича и других известных транжир мира Кэйпон. И рекорд был поставлен. Лот ушел за 30 тысяч евро. «Обе бутылки приобрел инкогнито из Сингапура», – сообщил журналистам ведущий торгов Кэйпон. Абрамовичу опять не повезло.

Впрочем, наши соотечественники вина со дна Балтики уже приобретали. В 2008 году один из отелей в Москве купил несколько бутылок Piper Heidsieck 1907 года по 35 тысяч долларов. Это шампанское (кстати, оно той же марки, что подавалось гостям на «Титанике») было поднято с галеаза «Йончопинг», потопленного на Балтике немецкой подлодкой в 1916 году. «Йончопинг», как и парусник с шампанским, найденный в прошлом году в водах Аландского архипелага, направлялся в Россию. История с галеазом, потопленным субмариной, кстати, подтверждает утверждение знатоков о том, что цена «подводного товара» растет с каждым новым аукционом. Когда группа шведских дайверов подняла в 1997 году 4400 бутылок с «Йончопинга», бутылки стали продавать небольшими партиями, причем цена порой не превышала 3000 долларов за штуку. Со временем ставки значительно выросли, о чем свидетельствует сумма, выложенная московским отелем.

Спросом пользуется не только благородное шампанское, обнаруженное на дне моря, но даже простое пиво. Шведы подняли в 1999 году с борта германского транспорта Nicomedia, отправленного на дно британской субмариной в 1915 году, несколько бутылок пива, которые были куплены за достаточно крупную сумму (цена осталась коммерческой тайной) пивоварней в городе Упсала. На основе сохранившихся в таре живых дрожжей было произведено пиво «Затонувшее судно», ставшее коммерческим успехом, но приведшее шведскую пивоварню к банкротству. Дело в том, что «дикие» старинные дрожжи заразили производственные цеха, и все прочие марки пива, выпускавшиеся компанией, приобрели характерный аромат «Затонувшего судна». В общем, выпускать «джинна из бутылки», многие годы пролежавшей на дне моря, – дело зачастую рискованное.

Однако нынешняя аландская находка вряд ли приведет к какому-либо негативному побочному эффекту. Разве что излишняя коммерциализация всей истории снизит стоимость товара. Аланды, к примеру, выпустили интернет-игру, в которой главным призом является бутылка старинного шампанского. Кроме того, дайвер Кристиан Экстрем, первый поднявший бутылки с затонувшего парусника, в день аукциона опустил на дно Балтики металлическую корзину с пятью десятками бутылок «Мадам Клико». Как рассказал он «НИ», лет через пять бутылки будут подниматься – одна за другой – и продаваться как «шампанское со дна моря».
 
Новые известия
10.06.2011