Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Веселие пити. День борьбы с пьянством

Эх, свет Владимир Святославич, князь Красное Солнышко! И не знал ты, наверное, произнося эпохальные слова: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти…", куда они заведут наш народ с его загадочной русскою душой. Душой, по-детски непосредственной, и потому нередко – по-детски же – невоздержанной, разумных пределов не знающей…

Известно всем, что изучение прошлого – штука полезная. Помогает лучше понять происходящее. Да и предсказать грядущее – тоже, бывает, помогает. Однако, благотворность исторических изысканий не всегда, увы, потворствует историческому оптимизму.

Сколько бы ни провозглашалась иной раз громкая война союзу с "зеленым змием", заглядывая в прошлое, понимаешь, что борьба эта, ведущаяся уж без малого тысячу лет, стала уж почти что исторической традицией.

Однако, предвидя всю тяжесть последствий неумеренного употребления горячительного, лучшие умы седой древности были куда как умнее многих умов недавнего времени, ибо понимали, что тупым запретом спиртного ничего добиться нельзя.

"Бойся не вина, а упийства", - мудро предостерегал древнерусский сборник мудрых изречений под названием "Пчела".

А Изборник 1076 года гласил: "Мед в веселие дан бысть Богом, а не на пиянство сотворен бысть". Вот так, строго и логично.

Однако, как и благородные доброхоты-декабристы, лучшие умы тех лет были, судя по всему, "страшно далеки от народа", потому как народ и спустя сто лет после выхода в свет вышеупомянутых определений, уже в конце XII века, дал повод написать белгородскому епископу Григорию вот такие горькие строки:

"Когда вы упьетесь, тогда вы блудите и скачете, кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, завидуете, пьете чуть свет, объедаетесь и упиваетесь, блюете и льстите, злопамятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете, возноситесь, срамословите и кощунствуете, вопите и ссоритесь, море вам по колено, смеетесь, крадете, бьете, деретесь, о смерти не помните, спите много, обвиняете и порицаете, божитесь и укоряете, доносите…"

Слова премудрого епископа и ныне актуальны, и подтверждены печальной, но неумолимой статистикой: более 90% бытовых преступлений у нас совершаются в состоянии алкогольного дурмана.

А уж по поводу "блуда" отче Григорий в самое яблочко попал. Потому как любимая отмазка неверных мужей, застуканных на месте преступления, и в наше просвещенное время звучит примерно так: мол, пьян был, собой не владел, и вообще, думал, что это я с тобой, дорогая… а что, это разве не ты?

Подытоживая прискорбный перечень греходеяний, епископ и еще одну отговорку припоминает – кстати, и по сей день бытующую: "Тогда только праздник хорош, если на несколько дней мы упьемся".

Ах, ну это же не мы виноваты. Традиция-с, да!

Так что же, собственно, предлагали, обличая пьянство, древнерусские попечители народного благочестия?

Прежде всего, неустанные проповеди трезвого образа жизни. И не только при застольях с возлияниями, но и при всех чреватых излишествами увлечениях.

Само же пьянство высмеивалось во множестве ставших народными пословиц и поговорок, одну из которых – рассказ о постепенном воздействии вина на человека – записал впоследствии собиратель русской народной мудрости Владимир Даль.

"Первую чашу пить – здраву быть, вторую пить – ум веселить, утроить – ум устроить, четверту пить – неискусну быть, пятую пить – пьяну быть, чара шестая – мысль будет иная, седьмую пить – безумну быть, к осьмой приплети – рук не отвести, за девятую приняться – с места не подняться, а выпить чарок десять – так поневоле взбесят".

Среди старинных русских поучений против пьянства – и сатирические "Служба кабаку", и "Повесть о бражнике", песня "Непослушливый молодец" и "Повесть о горе-злосчастии".

В XV же веке особую известность на Руси приобрело "Слово о высокоумном хмеле и худоумных пьяницах", отрывок из которого и сегодня может быть полезным для неуемных сторонников "веселия в питии". Язык хоть и по-старинному витиеват, но вполне понятен:

"Аще кто сдружится со мною, а имеет меня осваивати, первее доспею его блудника, и к Богу не молебника, на молитву не встанлива, а в ночь не сонлива. Наложу ему печаль на сердце; вставшу ему с похмелия, голова болит, очи света не видят, а ум его не идет ни на что доброе, а ясти не требует, пити хочет, испиет чашу и другую с похмелия, и ины многи, и тако напивается и по вся дни. Воздвигну в нем похоть плотскую, и все помыслы злые, и потом ввергну его в большую погибель".

Ну, это и так ясно. А вот что весьма примечательно – что это "Слово" родилось именно в те годы, когда на Руси в широкий обиход вошла водка.

До XV века предки наши пили только мед, да брагу или пиво, и очень небольшая их часть – дорогое заморское вино, не зная, что в арабских пустынях уже выпущен из кувшина страшный джинн перегонного зелья. А проще говоря – освоено приготовление спиртного путем перегонки. Непрост был путь нового изобретения к нашим пенатам, однако уже в первой половине XVI века потребление "доброго вина", как сначала именовали водку (за крепость, очевидно), так развернулось в русских пределах, что Иван Грозный, вернувшись из похода на Казань, был вынужден запретить продажу водки в Москве. Но даже этот грозный царь не осмелился запретить пьянствовать опоре своего трона – опричникам, для которых особо был устроен питейный дом на Балчуге.

С него и началось распространение на Руси питейных заведений, оказавшееся трагическим. Интереснейшее, подробное, можно сказать, фундаментальное исследование в этой области провел И.Г. Прыжов, выпустивший в 1868 году "Историю кабаков в России в связи с историей русского народа".

"У великорусского народа, - писал Прыжов, - мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить – так и на свете не жить. Но, испивая, не могли не заметить, что подчас и водка не помогает, и, ухмыляясь на свою судьбу, прибавляли: "Пьем, как люди, а за что Бог нас милует – не знаем…"

Лев Толстой в 1909 году предлагал покончить с пьянством, зло от которого видел "в ужасающих размерах", внушением людям, что "благо духовное выше блага телесного". Но грянувшие вскоре трагические события 1917 года заставили людей надолго забыть о душе.

Первый и последний президент СССР, известный многими печальными и неудачными инициативами, пытался решить эту проблему введением всеобщего сухого закона. Ну а так как к законам у нашего народа отношение особенное, и эта мера с треском провалилась.

Впрочем, и в других странах успехи борьбы с зеленым змием оставляют желать лучшего. А иначе зачем бы был учрежден праздник 17 мая. Международный день борьбы с пьянством – само собой, в надежде на добрую волю человека разумного, к каковым, несомненно, и мы себя причисляем.

В конце концов, и автор знаменитого, судьбоносного изречения, князь Владимир, упоминал разве что о "веселии", а для этого, как подсчитали лучшие из наших предков - и двух чарок достаточно.



Женский журнал "Суперстиль"
 

17.05.2011