Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Казахстанский эксперт: "Не России решать, что потреблять нашим гражданам"

Алкогольная зависимость Казахстана от соседней России растёт. Способствуют этому неравные условия, созданные в отрасли в рамках Таможенного союза, считают эксперты.

На прошлой неделе главный санитарный врач России Геннадий Онищенко и вовсе ошарашил общественность, призвав Казахстан отказаться от импорта вин и минеральной воды грузинского производства. О том, почему Россия нам не указ в беседе коорреспондента газеты "Мегаполис" с президентом Ассоциации «КазАлко» Амиржаном Калиевым.

– Амиржан, г-н Онищенко, ссылаясь на Таможенный союз, призвал Казахстан отказаться от импорта грузинских вин и минералки так же, как это сделала Россия несколько лет назад. Ваше мнение?

– Я категорически против этого! Почему? Да, мы находимся с Россией в едином Таможенном союзе, но мы суверенное государство! И не России решать, потреблять нашим гражданам ту продукцию, которую они знают, потребляют уже много лет или не потреблять.

Казахстан, импортируя грузинские вина и минеральную воду, никоим образом не нарушает требований Таможенного союза. Да, мы не должны допустить реэкспорта упомянутой продукции на территорию России – вот и всё, но не более. А потреблять у нас в Казахстане имеем полное право, и никаких ссылок на Таможенный союз здесь быть не должно.

И без этих запретов для продукции третьих стран, то есть стран, не входящих в Таможенный союз, установлены высокие пошлины, установлено лицензирование, а вот из России и Белоруссии алкогольная продукция заходит к нам по внутренним акцизам, то есть для них никаких преград нет,

Ещё раз повторю: наши предприятия имеют полное право импортировать и продавать грузинские вина и минералку казахстанским потребителям. Однозначно.

– А если гипотетически представить, что такой запрет будет введён. Разве наши производители не окажутся в выигрыше?

– Это на первый взгляд. На самом деле ситуация следующая. Если говорить о водке, то казахстанские алкогольные предприятия производят одну из лучших водок в мире.

Доказательством тому являются многочисленные международные награды, премии отечественных предприятий на различных конкурсах, выставках и не только в Ялте или Москве, но и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и так далее.Но это – водка.

С вином ситуация иная. Да, на первый взгляд производители казахстанских вин были бы не против запрета на импорт, но при этом отечественные винные заводы не обеспечивают весь объём потребности отечественного рынка в высококачественной винной продукции. Это надо признать.

Поэтому пока мы должны смириться с этим. И никакой запрет эту проблему не решит. Мы за честную конкуренцию. Зачем нам лишать наше население той продукции, за которую они готовы проголосовать своим кошельком?! Разве не верно?!

– То есть никаких оснований для таких вот выступлений главного санитарного врача России, по-вашему, нет?

– Я считаю, в этом заявлении сплошь политика. Но, согласитесь, мы создавали не политический союз, а экономический.

– А отечественные производители алкогольной продукции какую-то пользу от создания Таможенного союза уже почувствовали?

– Особых изменений нет: как нам не был доступен рынок соседей, так и остался. Мы все барьеры убрали, теперь россияне «заходят» на наш рынок по внутренним ставкам, то есть для россиян никаких преград. А мы в Россию не можем попасть – препоны. А в Белоруссию мы вообще попасть не можем.

Там в области производства алкоголя – государственная монополия, так что ни одну бутылку не провезёшь. Достижения главной цели Таможенного союза, а именно свободного перемещения товаров и услуг конкретно по нашей отрасли мы не видим. Мы чувствуем, что к нам поступает больше российского алкоголя, но адекватного экспорта в Россию и Белоруссию с нашей стороны нет.

Для нас данная ситуация очень болезненна. Приведу конкретные цифры: около 15 процентов водки, потребляемой на нашем рынке, импорт, и 95 процентов этого импорта приходится именно на Россию. При этом наш экспорт в Россию и Белоруссию не составляет даже 1-го процента от их импорта!

Одним словом, для наших предприятий их рынки закрыты, а наши для них – открыты. Это игра в одни ворота! Хотя, если вдуматься, российский рынок нам очень интересен. В Казахстане объём рынка алкоголя – 7,5 миллиона декалитров, российский рынок – 130-135 миллионов! Огромная разница!

Мы в основном поставляем водку в Европу, Канаду, Америку, но там потребность в ней очень низка. Они потребляют больше вино, коньяк, пиво, виски и так далее.

Остаётся надеяться на то, что для нас рынок России откроется с 1-го января 2012 года в связи с созданием Единого экономического пространства. Во-вторых, надежда на скорое вступление Казахстана в ВТО, впрочем, как и вступление в ВТО России, тогда, наверное, условия торговли будут равными.

P.S. Как выяснилось позже, казахстанские СМИ, сообщившие о призыве на запрет импорта грузинских вин и минеральной воды в Казахстан, якобы прозвучавшего из уст главного санитарного врача Геннадия Онищенко, неверно интерпретировали его слова.

В частности, как отмечает информационное агентство REGNUM, Геннадий Онищенко заявил: «Что по Казахстану. Все вина остались грузинские, ими разрешённые. А вот белорусы сейчас поменяли политику. Они в своих разрешительных документах указали: «Разрешается оборот, кроме Российской Федерации». Нас это вполне устраивает. Пожалуйста, пейте себе на здоровье, если вам нравится – эти фальсификаты молдавские, грузинские и так далее».

То есть г-н Онищенко не призывал Казахстан запрещать импорт грузинских вин и минеральной воды, а говорил о необходимости запрета на реэкспорт данной продукции из Казахстана в Россию. Таким образом, из-за невнимательности некоторых казахстанских СМИ в заблуждение были введены и их коллеги-журналисты, и ряд экспертов.


kazakh-zerno.kz
 

16.05.2011