Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Председатель правления АО Aldaris Инара Шуре: пивная культура в Латвии не очень развита

Пиво для Латвии – ярко выраженный сезонный продукт. Сезон вот-вот начнется, и председатель правления крупнейшей пивоваренной компании страны – АО Aldaris – Инара Шуре рассказывает порталу DELFI о предпочтениях латвийских потребителей, о смешивании пива со спиртом, отсутствии пивной культуры, а также о том, почему Aldaris никогда не уйдет из Риги.

- ЦСУ отмечает стабильный рост оборота розничной торговли. Связано ли это с реальным ростом потребления?

- Рост потребления есть, мы это видим. И сие радует, так как потребитель отдает предпочтение легким напиткам, как и во всей Европе. Цифры ЦСУ соответствуют нашим данным. Мы прогнозируем, что в этом году пивная отрасль прибавит еще 2-3%. В 2010-м этот показатель составил 5,7%. Надо, правда, учитывать, что было очень жаркое лето.

- Пиво остается сезонным продуктом?

- Во всей Европе пиво – несезонный продукт, нет большой разницы между летними и зимними месяцами, максимум в пределах 20-30%. А в Латвии эта разница может достигать 200-300%, если мы сравниваем январь с июнем. В нашей стране пиво остается сезонным напитком, но мы надеемся, что привычки потребителей изменятся. Перенимаются европейские традиции, да и мы предлагаем зимние сорта пива.

Летом объем продаж разливного пива, конечно, растет, но доля этого сегмента – примерно 5-8%. В Латвии (и ситуация в Литве очень похожа) на долю пива в PET-упаковке приходится около 50% рынка. Причем этот показатель – очень стабильный. Еще около 30% – пиво в стеклянных бутылках, примерно 15-17% – в банках. Доля пива в стеклянных бутылках в кризис стала снижаться, а баночного пива, наоборот, – растет. И очень значительно: объем продаж баночного пива за первые два месяца этого года увеличился на 40%.

- Чем это можно объяснить?

- Довольно удобная упаковка – мы в Латвии предложили литровые банки. Также велико влияние скандинавского рынка. Например, в Финляндии доля баночного сегмента – 50%, в Эстонии – 30%, то есть почти в два раза больше, чем в Латвии. В Эстонии, кстати, относительно невелика доля пива в PET-упаковке – около 30%.

- А что в Латвии с сегментом ресторанов?

- Он небольшой, колеблется от 5 до 8% Это объясняется, в первую очередь, низкой покупательной способностью. Кроме того, в Латвии не очень развита пивная культура. В кризис в ресторанах и кафе стало меньше посетителей. В Вецриге, например, наплыв клиентов напрямую связан с потоком пассажиров с парома из Скандинавии. Они и "поднимают" сегмент различного пива.

О пивной культуре

- В чем заключается неразвитие, по вашим словам, в Латвии пивной культуры?

- В классическом понимании – это выбор любимого сортa пива, правильная температура напитка. Пиво не может быть слишком теплым или слишком холодным. Распробовать его можно только при средней температуре в 12 градусов. Естественно, это красивый стакан с "шапочкой" для пены. Ведь истинного гурмана радует все – и внешний облик, и внутреннее содержание, чтобы пузырьки "прыгали" в золотистом напитке, присутствовала игристость, и можно было прочувствовать солнце. Поскольку пиво – продукт из ячменя, который летом растет в поле, когда небо – голубое, по нему плывут облака… Восприятие пива как части образа жизни, определенной окружающей среды и наслаждение этим напитком, хороший сервис – это и есть часть пивной культуры.

- При этом большими любителями пива, наверняка, являются мужчины…

- Да, среди любителей пива 75% мужчин. Чаще это молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет. Лишь 10% женщин любят пиво. Мы пытаемся понять, чего хочет женщина, какой сорт, тип. Уже понятно, что женщинам нравятся миксированные сорта – пиво вместе с другими напитками.

- Раньше на рынке было больше фруктовых сортов пива. Куда они пропали?

- Они не пропадали с рынка, но их доля – меньше. Это нишевый продукт. У нас вся линия D-Light построена на этом принципе: пиво с вишней, пиво с лимоном и другие. Эти сорта пива себя хорошо зарекомендовали и стали достаточно популярными в течение последних нескольких лет.

- Как кризис отразился на изменении популярности пива в разных ценовых сегментах?

- Немного, на 15%, падает потребление пива в средней ценовой категории, растет эконом-класс. Это отражение экономической ситуации в Латвии. В то же время, несмотря на общее снижение покупательной способности, в 2010 году по сравнению с 2009-м на 15% вырос объем продаж пива прeмиум-класса.

- То есть в целом потребление пива тоже растет?

- По показателю потребления пива на душу населения в 2010 году мы вернулись на уровень 2006-2007 годов, то есть в среднем 70 литров пива на человека. В принципе это неплохо, но надо отметить, что рост главным образом идет в экономичном сегменте, который в первую очередь дает увеличение объема, но не оборота. В Латвии, кстати, самое низкое потребление пива в странах Балтии: в Литве – 83 литра, а в Эстонии – 85 литров на человека. Если мы достигнем хотя бы литовских цифр, отрасль вырастет на 15%.

Свое электричество и цены на пиво

- В прошлом году на фоне засухи значительно подорожало зерно. Как это отразилось на стоимости вашего продукта?

- Марафон цен начался в сентябре-октябре прошлого года. Когда мы планировали бюджет предприятия на этот год, вся отрасль была в ужасе от прогнозов по стоимости зерна. Предполагалось, что цены вырастут на 60-70%. Также ждали подорожания хмеля (в Латвии практически не выращивается хмель, для этого необходимо 90 солнечных дней в году. – Ред.) и упаковочных материалов (около 15-20%). Но, славу богу, цены на сырье выросли чуть меньше. Производители нашли способ оптимизировать расходы и не полностью повышать цены в том же объеме, как выросли цены на сырье. Сейчас растут еще цены на топливо, дорожает электроэнергия, цены за использование электросетей и т.д.

- Насколько может подорожать пиво на полках в магазинов?

- Цены уже выросли в конце прошлого года из-за подорожания сырья. Нельзя исключать, что цены будут повышаться и дальше. Но мы не можем что-либо утверждать – все это очень индивидуально, зависит от конкретной пивоварни.

- Как может отразиться на себестоимости рост цен на энергоресурсы?

- Мы восемь лет сами производим электроэнергию. Мы предвидели рост цен на энергоресурсы и уже тогда решили инвестировать средства в собственную когенерационную станцию, которая работает только для нужд Aldaris. В зимний период мощностей хватает, а летом – с ростом производства – мы докупаем необходимую электроэнергию у эстонцев. Наверное, мы были первыми латвийскими клиентами, кто ушел от Latvenergo к Enefit. Мы, конечно же, патриоты Латвии, но бизнес не может работать себе в убыток. Возможно, наш отказ от услуг Latvenergo подтолкнул это предприятие к более эффективной работе. Если Latvenergo нам предложит лучшую цену, мы готовы пересмотреть свой выбор. Бизнес – безличный, он должен искать выгоду и демонстрировать результат.

Топливо – тоже болезненный вопрос для Латвии, цены бешено растут. Еще один удар в солнечное сплетение ожидается с 1 июля, когда будут введены новые ставки по акцизному налогу (плюс 2 сантима за литр). Не было бы так обидно, если бы мы видели результат – хорошие дороги. Пока же все наоборот. Дороги в страшном состоянии, об этом мы можем судить по состоянию нашего автопарка. И это уже косвенное влияние налога на наши затраты.

Более прогнозируемы цены на газ (на Aldaris есть когенерационная станция, которая производит тепло- и электроэнергию, а также котельная, энергия которой используется для самого процесса варки пива. – Ред.). Как производители мы пока не платим акцизный налог на природный газ, который идет на производственные нужды.

На 30% упала продажа безалкогольных напитков

- С января выросли ставки акцизного налога на безалкогольные напитки. Как это отразилось на их цене?

- Это безобразие. Латвийский акцизный налог – один из самых высоких в Европе. Начнем с того, что ни в Литве, ни в Эстонии такого налога нет, а значит, там напитки дешевле. А что в Латвии? С одной стороны, мы популяризируем здоровый образ жизни, а с другой – государство, например, вводит налог на минеральную воду с натуральным ароматизатором – 5,2 сантима за литр. А если еще учесть НДС, то цена на литр воды уже на 7 сантимов выше. Сразу после введения налога на фоне экономического кризиса объем продаж безалкогольных напитков упал на 30%. Это огромная доля рынка.

Сегодня самый высокий акцизный налог на пиво в Эстонии, Латвия – посередине. Характерно, что в Литве и потребление выше. Но мы не можем говорить, что ставки акцизного налога влияют на объем экспорта. Например, экспорт Aldaris в страны Балтии вырос на 74% (продукты, которые производят на Aldaris в рамках Carlsberg Group, например, безалкогольное пиво Saku Original. – Ред.), причем экспортный баланс отрасли в целом – положителен. Правда, в этих данных может не учитываться private label.

- Президент России Дмитрий Медведев раскритиковал идею о добавлении спирта в пиво. В Латвии используют спирт в производстве?

- Я гарантирую, что на Aldaris в пиво не добавляют ни капли спирта. Мне непонятно, откуда появилась такая теория. В Бельгии, например, есть сорт с 22% алкоголя. Это пиво варится естественным путем, без добавления спирта. Оно просто дважды бродится. Мы смогли сварить у себя на производстве пиво из ячменя и хмеля при одном брожении – до 11-12%. Я думаю, что в Латвии нет крепленого пива.

- Многие предприятия из-за роста налогового бремени и подорожания энергоресурсов заявляют о возможном переносе своего производства за пределы Латвии. Aldaris взвешивает такую возможность?

- Мы вместе с Ригой с XIX века. Мы – единственное пивоваренное предприятие, которое находится в родном месте уже третье столетие. Это редкий случай, мы этим гордимся. По сути, Рига к нам приросла, так как мы раньше находились на окраине. Сейчас мы чувствуем себя совершенно причастными к этому городу, участвуем во всех главных мероприятиях – от Праздника песни до спортивных соревнований. Поэтому вопрос переноса производства для нас не актуален. Мы были, есть и будем в Риге. Тем более что наша территория – почти 6 га, поэтому место для расширения у нас есть. Был бы рынок сбыта.

- Расширяться собираетесь?

- Все зависит от потребления. Когда оно вырастет в полтора раза, мы обязательно подумаем на эту тему. Но на ближайшие три года мы планируем, что рынок будет расти по 3% в год, поэтому существующих мощностей нам хватит еще на 5-10 лет. Сейчас мы вкладываем инвестиции в эффективность, модернизацию, в создание новых сортов пива и брендов, в повышение энергоэффективности. Мы социально ответственная компания – перед окружающей средой и будущими поколениями.

- Часто ли приходится отказыватьcя от старых или новых сортов?

- При появлении нового сорта каждый завод сталкивается как с победами, так и с поражениями. Это нормальная практика. Я когда-то удивлялась, что в Скандинавии, где я училась, выпускают 15 новых сортов в год, а приживаются только два. Думала: какой ужас, мы в Латвии один сорт лелеем, выращиваем и оставляем его на рынке. Но голосует потребитель. В прошлом году мы запустили два сорта – Aldaris Dūmaku и Aldaris Senais, предложили потребителям выбрать только один вариант. Победил первый.

С торговыми сетями всегда можно вести диалог

- Производители постоянно жалуются на то, что торговые сети выкручивают им руки. Как вам удается договариваться с торговцами?

- Бизнес есть бизнес, надо быть открытыми для предложений. Хороший товар в торговые сети берут, поэтому у нас проблем не возникает. Обоюдный диалог – это часть нашего бизнеса, и эмоциям здесь не место.

- Каковы наценки в торговых сетях?

- Этот вопрос надо задавать торговцам.

- Aldaris сам не собирается открывать фирменные магазины?

- Такой вопрос изучался, не скрою. Но мы склоняемся к тому, что каждый должен делать свое дело профессионально. Мы варим пиво. Если мы будем заниматься всем, то можем потерять главный фокус.

- Куда экспортируется оригинальное пиво Aldaris?

- В основном в страны, куда уезжают жители Латвии, – Литву, Эстонию, Ирландию, Великобританию, Израиль, США. Но пиво – это физически тяжелый для транспортировки продукт, его возить на большие расстояния нерентабельно. Поэтому в любой стране импортного пива очень мало – максимум 10%. Например, мы распространяем пиво под брендом Baltika. Но если объем потребления будет стремительно расти, то варить это пиво можно будет и на Aldaris. Пока мы изучаем рынок. Кстати, лет пять назад мы уже варили пиво Baltika, но объемы не были большими, и мы отказались от такой практики.


DELFI
 

03.05.2011