Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Интервью председателя Союза армян-виноделов: о перспективах развития индустриального виноградарства в Армении

Имидж виноделия

Председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян в интервью ВК рассказал о перспективах развития индустриального виноградарства в Армении, а также о конкуренции в этой сфере между Арменией, Азербайджаном, Грузией и Турцией.

- Ранее вы указывали на тенденцию, согласно которой виноделие в Армении уступает позиции в угоду увеличению объемов производства коньяка. Изменилась ли ситуация в последние годы?

- Развитие индустриального виноградарства остается для Армении одним из приоритетных направлений экономики. Однако после обретения Арменией независимости государственный подход в этом направлении практически отсутствовал. В результате сегодня мы имеем лишь виноградники, посаженные еще в 1960-1970-е. Их ресурс закончится через 10-15 лет. Причем все эти виноградники далеки от современных стандартов, так как сажались еще в соответствии с советскими технологиями, и сортами под портвейны, дешевые вина и коньяк. В прошедшие годы производство коньяка в Армении развивалось более или менее нормально. Однако сегодня старение виноградников отчасти поставило под угрозу и развитие сферы по производству коньяка. Все наши виноградники, работавшие для винной и коньячной индустрии СССР, соответствуют требованиям производства коньяка и сейчас, учитывая их не очень высокий уровень, в отличие от виноделия. Еще в то время эти виноградники не представляли для виноделия особой ценности, а уж тем более не имеют ценности сейчас. В Армении практически отсутствуют лучшие винные сорта для производства вин в промышленных масштабах. Вся база для производства вин на основе серьезных красных сортов винограда не превышает 4 тысяч гектаров, поэтому говорить о развитии виноделия не приходится.

- Какие меры нужно предпринять для выхода из этой ситуации?

- Армения должна идти двумя основными путями. Первый заключается в переходе виноделия на основу аборигенных сортов винограда, которые к тому же нигде больше не культивируются. В Армении есть более 500 аборигенных сортов, помноженных на разнообразие нашего микроклимата, почвенных покровов. Во-вторых, в Армении следует развивать и мировые сорта винограда. Речь идет о Caberne-sovinyon, Merlot, Shiraz, Shardonne, Rislinge, Aligote. Но какими бы ни были хорошими наши вина, в мире их не примут, во всяком случае, в течение 15-20 лет. Вместо этого рынок будет ждать чего-то самобытного, основанного на высоком качестве, легенде – имиджевой составляющей. Именно в этом направлении и нужно сегодня работать.

- Но именно вокруг этой легенды уже идет конкуренция между странами региона…

- Вы правы. В регионе с Арменией конкурируют Грузия, Азербайджан и Турция, которые располагают необходимыми технологиями. Поэтому на первом плане в этой конкуренции сейчас фактор имиджа, основанный на легенде. Вспомним, что 120-130 лет назад, когда после французского коньяка мир искал чего-то нового, появился армянский – тогда еще российский коньяк. Россия, а потом вкладывали большие средства, в результате чего коньяк стал брендовым. Аналогичный процесс шел в Грузии, ставшей благодаря России производителем качественных вин. Но это отнюдь не означает, что Армения плохая страна для производства вина, или Грузия – для коньяка. Сейчас в Армении в этом направлении уже идет определенная работа усилиями собственника компании Tierras de Armenia аргентинского миллиардера армянского происхождения Эдуардо Эрнекяна. Этот предприниматель уже завез и культивировал в Армении европейские сорта винограда. Однако этого недостаточно, поскольку без серьезных инвестиций, усилиями одного, пусть и крупного собственника, развивать сферу невозможно. Эта проблема крайне актуальна, учитывая, что 90% производимого в республике стране винограда приходится на долю 40 тысяч мелких фермерских хозяйств, чьи виноградники не превышают 0,4-0,5 гектаров. Эти мелкие собственники не в состоянии улучшить производственные технологии и сорта, поскольку для посадки и достижения плодоношения гектара виноградников необходимо около 20 тысяч долларов. Поэтому решение в том, чтобы винодельческая компания по примеру компаний Эрнекяна имела собственные виноградники, что в нынешних условиях очень нелегко.

- Под какой процент в среднем кредитуется отрасль?

- Эпизодически мы берем кредиты под 10-11%, в среднем под 14-16%. Некоторые компании берут кредиты даже под 18% годовых. Но даже 10,5% для нас слишком много и успешно работать на этих условиях очень трудно. Для основания нового виноградника нам дают кредиты под 15% сроком на два-три года. Это смешно, поскольку во всем мире для основания новых виноградников кредиты даются на 25 лет, а процентная ставка не превышает 3%. И это делается в условиях, когда в Армении разбивать новые виноградники невыгодно по определению, поскольку себестоимость одного килограмма винограда в Араратской долине колеблется в пределах 90 драмов. Учитывая, что стоимость заготовляемого перерабатывающими предприятиями винограда долгие годы не превышала 110-120 драмов, а также периодические природные катаклизмы, фермерские хозяйства работают практически на нуле. Поэтому разбивать новые виноградники сельчанам невыгодно, выгодно это, причем в исключительных случаях, лишь самим перерабатывающим предприятиям.

- А как насчет потребления вина в самой Армении?

- Это больной вопрос, для решения которого необходима государственная политика по формированию имиджа вина в республике. Сегодня Армения потребляет на душу населения немногим меньше водки, чем Россия - мировой лидер по ее потреблению. За последние годы в республике потребление вина увеличилось с одного литра лишь до 1,3-1,5 литра в год на человека. При этом в России этот литр превратился в десять, а в Словакии два-три литра превратились в пятнадцать. Культура потребления вина в Армении должна вырасти, и для достижения этой цели необходима рекламная политика в области алкогольных напитков. Государство должно продвигать армянское вино не только в Армении, но и за рубежом. Наши виноделы не настолько богаты, чтобы своими силами выполнять эту задачу. А Турция, Грузия и Азербайджан на государственном уровне эту задачу выполняют, создавая имидж, становящийся брендом. Мы этого не делаем, хотя культура вина остается одной из составляющих национальной идентичности армян. Если в год мы будем потреблять по 15 литров вина на человека, если каждая из трех миллионов семей армянской диаспоры будет покупать по бутылке вина в месяц, если мы преодолеем ценовой рубеж в три-пять евро за бутылку, нам не хватит никаких виноградников. Я говорю это, чтобы подчеркнуть, что в Армении нет проблемы рынков, а есть проблема мышления.

- Армянский коньяк на российском рынке ценится, а вино?

- На коньяке все и заканчивается, поскольку наши вина в России просто не воспринимаются по причине отсутствия все того же имиджа. Для обеспечения хотя бы части российского рынка армянскими винами у нас нет таких объемов производства. Армения ежегодно экспортирует всего лишь 1,5 млн бутылок вина, а обеспечивать экспорт вина наша винная промышленность может не более 5 млн бутылок. То есть из открывшейся в свое время на российском рынке ниши в 300-320 млн бутылок вина мы смогли бы заполнить не более пятью миллионами бутылок вина. Но и этого сделано не было. Общий объем российского рынка вина составляет около 700 млн бутылок в год, из которых около 250-270 млн давала Молдавия и 45-50 млн – Грузия. При этом реальные ресурсы Грузии позволяли производить в год 15-20 млн бутылок. Таким образом, остальное “грузинское” вино подделывалось частью в Грузии, частью в самой России. В результате, обе эти страны лишились своей доли рынка, но в итоге сделали из этого правильные выводы, которых до сих пор не сделали мы.


Специально для ВК (vestikavkaza.ru)
 

04.04.2011