Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Кыргызстан. Заспиртованная реформа

В начале 2011 года в правительстве Кыргызстана озаботились наведением порядка в сфере производства и оборота алкогольной промышленности. Первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов сообщил, что поступления в бюджет от одной из самых прибыльных отраслей всех времен и народов составляют не более 500 миллионов сомов в год. В правительстве намерены довести эту сумму до 1 миллиарда и снизить теневой оборот алкогольной продукции на 25 процентов. Наверху считают данную задачу реально выполнимой. Внизу ситуацию никто не прокомментировал.

Водка стала не родной?

Еще в августе 2010-го первый вице-премьер-министр временного правительства КР Амангельды Муралиев на рабочем совещании с представителями промышленных предприятий республики призвал сограждан: «Давайте пить кыргызстанскую водку и петь казахские и русские песни!». Наблюдательность Муралиева не подвела: в республике действительно предпочитают алкоголь импортного производства. Экс-чиновник тогда всерьез предложил Министерству экономического регулирования проработать вопрос о возможном установлении монополии государства на производство этилового спирта.

В то время практически ни один завод в стране его не производил. Предприятие в Кара-Балте было закрыто на ремонт, в Кыргызалкоинспекции никак не могли назначить нового руководителя, а производители - получить лицензии или продлить их действие. Тогда критика Муралиева в отношении МЭР осталась практически незамеченной. Повторно вопрос о наведении порядка в отрасли поднял уже новый первый вице-премьер Омурбек Бабанов. И надо отметить, что молодой чиновник делает это не в первый раз. Вот только никаких ощутимых результатов данные инициативы пока не принесли. А между тем в республике производство алкоголя вскоре вообще может сойти на нет.

С 2004 года в стране темпы производства алкогольной продукции при увеличении ее потребления упали в 2 раза - с 2,5 миллиона далл до 1,2 миллиона. В итоге объем производства спирта снизился до 830 тысячи далл. При этом поступления в казну по акцизному налогу от отечественных водочных заводов составляют всего 250 миллионов сомов, остальные 185 миллионов приходятся на импортную продукцию. Путем нехитрых подсчетов в правительстве Кыргызстана подсчитали: налог на прибыль от заводов составляет всего 1 миллион сомов, и получается, что все заводы получают всего 10 миллионов чистой прибыли в год. Очевидно, что такого даже чисто логически быть не может.

В спаде фискальных сборов и производства чиновники склонны винить не только коррупцию и теневой бизнес, но и выросший в последние годы поток импортного алкоголя в Кыргызстан. В 2010-м доля импорта, к примеру, пива, составляла уже 2,010 миллиона далл против 1,890 миллиона горячительного напитка местного производства. Такие показатели могут удивить кого угодно, но только не экспертов: заграничный алкоголь давно обогнал отечественный в плане дешевизны, а иногда и в качестве.

Порок на импорт

В Кыргызстане ежегодно выпивают 101,8 миллиона литров алкоголя в год. Из них 47 процентов пива, 40 - водки, 6 - вина и 3 процента приходится на слабоалкогольные напитки. При этом потребление алкогольной продукции в республике на душу населения составляет всего около 8,2 литра в год. «Всего» потому, что, к примеру, в соседнем Казахстане один гражданин потребляет ежегодно 16 литров, а в России - 18 литров алкоголя.

Но, как следует из другого анализа чиновников, в последние годы в Кыргызстане предпочитают употреблять пиво и слабоалкогольные коктейли. Оба вида популярных напитков, особенно полюбившиеся молодежи смеси, являются импортными. В 2008-м слабоалкогольных коктейлей в республике пили в год всего 17,3 тысячи далл, но уже в 2010-м - 286,8 тысячи. И дело даже не в том, что пьющее население страны погналось за западной модой и отказалось от традиционного алкоголя. В КР хмельные коктейли до сих пор не облагаются акцизным налогом, что делает их дешевым, эффективным, но не всегда полезным способом расслабиться. При этом импортного вина и водки в 2010 году кыргызстанцы выпили всего 197 тысяч далл.

Согласно данным Госагентства по контролю за производством и оборотом этилового спирта КР, пиво занимает 80,6 процента, или 7 миллионов далл в структуре импорта алкогольной продукции в Кыргызстан. На втором месте - слабоалкогольные напитки - 11,5 процента. Импорт водки составляет 4,8 процента, а вина - 3,2.

Основными и лидирующими вот уже который год поставщиками иностранного алкоголя в страну являются ОсОО «Форестер» и ОсОО «Северный город». Данных о прибыли импортеров чиновники не представили, но очевидно, что за продажу алкоголя они выручают гораздо больше, чем отечественные производители. Соотношение прибыли частного бизнеса и государства не дает покоя чиновникам.

Помнится, еще в 2009 году во время своего премьерства Игорь Чудинов и вовсе обещал, что пересмотр госполитики в отношении алкогольного рынка позволит увеличить доходную часть бюджета на 0,7-1,6 миллиарда сомов, а годовой объем производства этилового спирта может составить не менее 300 декалитров в год. В результате нет ни доходов, ни спирта, ни самого Чудинова.

Сменить импортное на отечественное

В 2009 году, когда Омурбек Бабанов занимал в бакиевском правительстве также должность первого вице-премьера, он впервые озаботился наведением порядка в алкогольной промышленности. Тогда отечественные производители призывали отрегулировать импорт и усилить борьбу с самопалом путем увеличения стоимости лицензий на производство и продажу алкогольной продукции, а также повышения ставок акцизного налога на завозимые товары. В отрасли от таких предложений с тех пор лучше не стало. Теперь Бабанов получил очередную возможность продолжить начатое и приступил к этому с завидным рвением.

Прежде всего в правительстве намерены бороться с теневым рынком. Как следует из анализа, проведенного чиновниками, в 2010 году его объем в Кыргызстане составил около 4,1 миллиона далл против легальных 1,288. Бороться с контрафактом наверху намерены, используя не только дополнительные современные средства защиты продукции от подделки. В ход пойдут рыночные механизмы.

Вот, к примеру, чиновники путем нехитрых подсчетов пришли к выводу: стоимость водки объемом 0,5 литра ниже 41,5 сома быть не может. А значит, в целях снижения объемов теневого оборота необходимо установить минимальные оптовые цены на популярный напиток на уровне 45 сомов. Логика, конечно, вполне оправданная для местных производителей. Но по большому счету она не защитит рынок от подделок, полагают эксперты. Об этом говорят и последние случаи, когда сотрудники Госалкоагентства сами реализовывали поддельный коньяк по сходной цене.

Более действенными со стороны кажутся меры в отношении импортного алкоголя. Так, в правительстве планируют повысить акцизный налог на заграничную продукцию. К примеру, в Казахстане он составляет 18 сомов за литр, в Узбекистане - 23,6, в Кыргызстане же - всего 5 сомов. Кстати, такой же акциз установлен и для местных производителей. По прогнозам чиновников, если акциз для импортеров поднять до 15 сомов за литр, то в бюджет страны поступит 225 миллионов сомов. Акцизный налог для местных производителей пива будет стоить 7 сомов за литр, что позволит отправить в казну 140,8 миллиона сомов дохода. Таким образом, завоз импортного пива в страну упадет на 25 процентов, а сумма акцизных налогов вырастет на 125 миллионов сомов. В результате чиновники от всех нововведений обещают лишних 1,023 миллиарда сомов в бюджет.

Кроме этого правительство планирует включить Госалкоагентство в перечень контролирующих органов. Госорганизация будет подписывать двусторонний контракт с каждым отдельным производителем алкоголя по объему производства продукции. Если подписант не исполнит соглашение более чем на 5 процентов, то лицензию у него отберут.

Криминал самоликвидируется?

Все вышеперечисленные меры со стороны кажутся эффективными и экономически обоснованными, тем более что республике, власти которой должны выполнять социальные обязательства, лишние деньги не помешают. Но в планах правительства по развитию алкогольной отрасли нет ответа на один вопрос: каким образом чиновники договорятся с тем самым «криминалом», который «крышует» доходную промышленность? Именно на теневых алкобаронов намекал первый вице-премьер-министр на недавнем совещании. Может быть, именно он сможет договориться с алкогольными авторитетами? Или уже договорился?

Еще в ноябре 2010 года заместитель завотделом обороны администрации президента КР Арзыбек Эгембердиев утверждал, что, по подсчетам специалистов, алкогольная отрасль может принести в казну не менее 3 миллиардов сомов, то есть в 3 раза больше, чем сейчас предлагают в правительстве. Но главной проблемой на пути сбора такого количества средств чиновник тогда посчитал коррупционные схемы, которые покрывают теневой оборот алкоголя. С этим, по признанию Эгембердиева, до сих пор не научились бороться правоохранительные органы.

Помнится, в сентябре 2009 года теперь уже опальный экс-депутат Жогорку Кенеша КР Исхак Масалиев заявлял, что «предприятий по производству этилового спирта в республике 3-4, и они принадлежат высокопоставленным чиновникам». «Еще вчера они торговали банками со спиртом, а сегодня занимают высокие должности», - сказал он. Бывший парламентарий хорошо описал ситуацию в отрасли, которая с 2009-го практически не изменилась. Не повлияла на криминальную систему и апрельская революция. Так кто же и как окончательно прольет свет на 40 процентов теневого алкогольного рынка? Неужели все-таки Бабанов, который прекрасно осознает, что он один в поле не воин?


4kg.org
 

24.01.2011