Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Закрома Франции.Экскурсия по владениям Hennessy

из Коньяка – Валерия Труфакина Самый удобный путь в Коньяк – через Ангулем, административный центр Шаранты. Он известен прежде всего как мировая столица комиксов, девятого вида искусства. Французы называют эти приключения в картинках Bandes Dessinees. Ежегодно в январе тут проходит крупнейший международный фестиваль, а если на него попасть не удалось, можно заглянуть в Национальный центр комиксов. Знаменит Ангулем также собором Святого Петра и замком Каролингов X века, перестроенным в 1855 году в крытый рынок. Но главное – город, как музей под открытым небом, весь трепетно и тщательно разрисован. И так живописно, что не сразу понимаешь: вон тот господин в характерной полосатой пижаме и шапочке не совершает побег из мест заключения, а живет на брандмауэре.
Особый шарм в Шаранте создают крошечные деревеньки, домикам в которых, порой странной конструкции, не одно столетие от роду. Конечно, все периодически реконструируется, но особый мир богатой провинции сохраняется. Город Коньяк, который подарил название самому знаменитому французскому бренди, тоже не молод и гордится своей историей. У него узкие извилистые улицы и старинные серовато-белесые дома, а внимательные туристы могут заметить, что крыши многих из них покрыты как будто черным вельветом – это работа микроскопического грибка Torula Coniacencis, питающегося алкогольными парами. Среди исторических достопримечательностей главная здесь – замок, или Chateau de Cognac, несколько столетий бывший яблоком раздора французских и английских королевских династий Валуа и Плантагенетов. В 1190 году Амели де Коньяк именно тут вышла замуж за Филиппа Фалконбриджа, незаконнорожденного сына Ричарда Львиное Сердце. А в 1494 году в одном из покоев замка родился король Франциск I, один из самых просвещенных вождей французского народа, занявший престол в 21 год и правивший 32 года,– памятник ему стоит на одной из самых больших площадей.

Конечно, нельзя обойти вниманием и местные рестораны с их оригинальными блюдами: серыми улитками кагуйе, выловленным неподалеку в чистейших источниках лососем, телятиной с морского побережья с характерным минеральным привкусом из-за йодисто-водорослевого рациона, сыром из козьего молока и сметаной, приправленной коньяком. Заметьте, все специалитеты местные, и в Шаранте ими очень гордятся. А кухня региона строится на активном применении коньяка. Например, в хорошем напитке вы всегда ощутите множество тонов и нюансов, в том числе специй, которые отлично сочетаются и с мясом, и с рыбой. Мясо обычно маринуют в коньяке, а при подаче дополнительно фламбируют. К рыбе коньяк добавляют только в конце приготовления, что обеспечивает ей больше красок. Лучшие французские устрицы жилардо с побережья, которое всего в 50 км, готовят с соусом "Пимон-Эспелет" и коньяком, и это сообщает им пикантность и пряность. Кстати, какие коньяки используются? Шефы говорят: если хочется сильного вкуса, нужно брать ХО, а если нужно только чуть украсить, подойдет и молодой VSOP.

Местный коньяк принес славу не только региону, но и всей Франции. В Коньяке находятся штаб-квартиры подавляющего большинства коньячных домов, и многие с удовольствием принимают посетителей в своих маленьких музеях и больших бутиках. Например, в бутике Hennessy, который является частью офисного комплекса, занявшего добрую часть набережной реки Шаранты, можно обнаружить не только уже привычные нам напитки, но и многое из того, что не предназначено для нашего рынка. Не потому, что мы недостойны – французы считают, что наши вкусы от их не отличаются, и предлагают нам те же коньяки, что и себе. Здесь же можно купить Black Hennessy, американский клубный коньяк; Hennessy VS Colleсtor`s Edition с красно-желтым растительным орнаментом на бутылке; обозначенный rare qualite Hennessy Fine de Cognac; Hennessy Pure White в стилистике виски или Hennessy Paradis Horus в ртутно-серебристом "платье".

В Коньяке есть возможность продегустировать спирты и готовые коньяки со специалистом и получить ценную информацию из первых уст: например, что урожай 2008 года оказался таким превосходным, что большая его часть укрощает свою энергию в новых бочках, и с ним легко будет делать ассамбляжи. 2009 год таких восторгов не вызвал; встретить кого-нибудь из представителей знаменитых коньячных фамилий и пообщаться накоротке. Вот Морис Хеннесси, принимавший в фамильном поместье Сhateau Bagnolet, оказался исключительно душевным человеком с превосходным чувством юмора. За дружественным обедом он поведал о похождениях своего дядюшки и вспомнил несколько пикантных семейных историй.
Зачем еще ехать в Коньяк? Ну хотя бы, чтобы почувствовать неповторимый запах на складах. Они, конечно, традиционно называются погребами, но находятся вовсе не под землей. Все потому, что спиртам для вызревания требуется соприкосновение с воздухом, доступ к которому осуществляется через дубовые бочки. Не в формате сквозняка, конечно, поэтому требуются годы и годы, чтобы из о-де-ви получился достойный спирт. Интересно, что стены в хранилищах покрыты как будто черной краской – тем же самым грибком, что обжил городские крыши. И в новые склады его стараются сразу же аккуратно переселить, ведь давно доказано, как благотворно он влияет на качество спиртов.
У молодых о-де-ви яркий фруктовый аромат, а вкус жесткий и концентрированный. Новые свежеобожженные бочки дают им более темный цвет и ощутимые танины. Старые бочки обеспечивают более деликатные танины и пряности. У всех спиртов разная выразительность, разный потенциал. Комиссия дома Jas Hennessy из восьми специалистов каждый день пробует около 40 спиртов, определяя, зреть этому о-де-ви дальше в этой же бочке, пора оправлять его в ассамбляж, чтобы добавить частичку своего характера, или он вовсе подлежит продаже. Основная задача комиссии – сделать так, чтобы ассамбляжи сохранили фирменный стиль, постоянство вкуса и аромата, потому что потребители хотят пить тот же Hennessy, что и всегда. Именно поэтому количество и возраст спиртов в одном и том же VS или XO могут отличаться в разные годы.

А еще в Коньяк надо обязательно приехать, чтобы понять, насколько важны и почему так стойки здесь традиции. Причем многие из них уже и невозможно объяснить. Например, почему бочки на складах устанавливают строго одну на другую, а не в шахматном порядке, что было бы логичнее. Так принято, и никто не собирается нарушать это правило.
Встречаются совершенно понятные, хотя и забавные детали: каштановые, а не металлические обручи на бочках. Дорогие – один стоит 100 евро, а их может быть на одной бочке 30. Оказывается, насекомые, которые любят грызть древесину, предпочитают каштан. А еще они нужны для того, чтобы бочки не соприкасались с землей. Они очень прочные и долговечные, так что их применение финансово оправдано.
Кстати, местные ремесла, связанные с производством коньяка, скоро, вероятно, перейдут в разряд туристических аттракционов. Например, работа бочаров. Не держат нынче коньячные дома, хоть крупные, хоть крошечные семейные, собственные бочарни – бочки проще и выгоднее заказывать на специализированном предприятии полного цикла, которых в регионе несколько: из нужного дуба, определенного размера. Их тщательно изготовят на современном оборудовании из правильно подготовленной древесины, проверят герметичность, нанесут лазером надписи, бережно упакуют в картон и пленку и доставят в нужный момент. Разве что цеха по ремонту старой тары позволяют себе держать коньячники, и посетителям с удовольствием позволяют собрать вручную, под руководством потомственного мастера с его диковинным инструментом, собственную бочку.
Или вот тема, которая неустанно бороздит умы наших потребителей: греть или не греть коньяк? Энолог Jas Hennessy Лоран Лозано ответственно заявляет: если коньяк хорошего уровня, который гарантирует в Коньяке имя,– греть не надо! Лучше с первого момента насладиться тонким движением выразительных тонов букета. Поскольку в былые времена коньяки не отличались высоким качеством, чтобы улетели первые резкие и алкогольные ноты, их приходилось провоцировать подогревом. Потом появились романтические способы употребления вроде держания бокала ладонью или использования пламени свечи. После Второй мировой войны, когда много о-де-ви было украдено, при бедности их выбора для ассамбляжей и их скромности поощрялось разогревать бокал. А сегодня новая традиция употребления коньяков независимо от возраста on the rock процветает. Еще недавно мы удивлялись коктейлям Ginger Ale, теперь в моде мешать коньяк с клюквенной газировкой, а то и делать на его основе "Маргариту". Приезжайте в Коньяк и убедитесь, что "Мохито" с коньяком – вовсе не миф.
 
Коммерсантъ
25.10.2010