Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А56-19268/2010

Непредставление доказательств отсутствия у юридического лица, имеющего лицензию на производство, хранение и поставку спиртных напитков, автоматических средств измерения и учета, предусмотренных положениями статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", влечет признание недействительным решения уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии.

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11655/2010) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2010 по делу N А56-19268/2010 (судья Баталова Л.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Спин"
к 1) Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу,
2) Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
о признании недействительными решения и распоряжения
при участии:
от истца (заявителя): предст. Мурсалимова Е.В. - доверенность от 08.04.2010; предст. Лапенко В.Ю. - доверенность от 09.04.2010
от ответчика (должника): 1) предст. Крылов И.В. - доверенность от 26.04.2010;
2) предст. Крылов И.В. - доверенность от 25.02.2010

установил:

общество с ограниченной ответственностью Спин" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Федеральная служба Росалкогольрегулирования) о приостановлении действия лицензии от 07.04.2010 N 0145-п и распоряжения Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций от 10.04.2010 N 20-ОСТ.
Решением суда от 02.06.2010 заявленные ООО "Спин" требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Федеральная служба, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Федеральной службы и Управления требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Представители Общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда от 02.06.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Спин" имеет действующие лицензии:
- лицензия Федеральной налоговой службы Б 068818 регистрационный номер 2268 от 14.07.2009 на осуществление деятельности - "производства, хранения и поставки произведенных спиртных напитков";
- лицензия Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Б 099153 регистрационный номер 0357 от 26.06.2009 на осуществление деятельности - "закупка, хранение и поставка алкогольной продукции".
Решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.04.2010 N 0145-п было приостановлено на один месяц со дня принятия указанного решения действие лицензии Б 068818, регистрационный номер 2268 от 14.07.2009 "на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков". Основанием для приостановления указанной лицензии послужили выводы Федеральной службы Росалкогольрегулирования об использовании обществом основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, как этого требуют положения статьи 8 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Решение принято на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ (л.д. 23).
Во исполнение решения Росалкогольрегулирования от 07.04.2010 N 0145-п Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу распоряжением от 10.04.2010 N 20-ост произвело снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также опломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации алкогольной продукции.
Полагая, что принятые акты не соответствуют закону, а также нарушают права и законные интересы ООО "Спин", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемых актов у заинтересованных лиц не имелось.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Федеральной службы в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе, в случае использования основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Федерального закона.
Из абзаца 3 части 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 248-ФЗ) следует, что основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, запрещено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на предприятии на момент проверки и принятия решения о приостановлении действия лицензии было установлено все необходимое оборудование, обеспечивающее получение и передачу сведений в ЕГАИС об обороте производимой продукции.
Данное обстоятельство подтверждается в совокупности следующими документами:
- договором от 10.05.2009 N ЕС-07/92-ПАП с ФГУП "ЦентрИНФОРМ" на подключение соответствующих технических средств о фиксации такой информации и передаче ее в ЕГАИС и сопровождении этого процесса;
- актом обследования ФГУП "ЦентрИНФОРМ" от 10.05.2009, подтверждающим наличие оборудования, средств защиты информации, наличие необходимых помещений и квалифицированного персонала;
- ежемесячными актами об исполнении работы по сопровождению процесса фиксации и передачи информации в ЕГАИС и СЗИ;
- решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 02.07.2009 о допустимости оснащения основного технологического оборудования линии розлива алкогольной продукции N 1 (АСИ "АЛКО-1) в соответствии со схемой;
- актами опломбирования приборов учета объема спирта этилового, произведенной алкогольной продукции, установленных на предприятии 26 мая - 17 июня 2009 года; договором купли-продажи оборудования от 10 апреля 2009 года N ЭКО-Юл/02/08; техническими паспортами на измерительные приборы; договорами от 01.01.2009 N 239/0 и N 240/0 с ООО "ПИТ-СПЕЦПРИБОРСЕРВИС" на обслуживание измерительных систем; схемами оснащения с опломбированием измерительных средств на линиях розлива; письмом ФГУП "ЦентрИнформ" от 19 мая 2010 N 1171, подтверждающим наличие средств измерения и фиксации и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается обоснованность выводов, содержащихся в обжалуемом решении Федеральной службы, а следовательно, правомерность приостановления действия лицензии Б 068818.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Управления на неприменение средств автоматической фиксации при возврате заявителем спирта ООО ИПК "Майский", как не имеющее отношения к действиям по приостановлению спорной лицензии, так как возврат спирта осуществлялся в рамках деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, на осуществление которой выдана лицензия Б 099153, а не в рамках деятельности по производству алкогольной продукции (лицензия Б 068818).
Суд также правомерно указал, что решение N 0145-п от 07.04.2010 не содержит фактических обстоятельств выявленного нарушения, не указано, какая именно измерительная техника отсутствует и каким образом установлены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии, отсутствует надлежащее правовое обоснование, а имеется лишь формальная ссылка на невыполнение обществом требований статей 8 и 20 Закона N 171-ФЗ, в то время как названные нормы содержат обширный перечень обязанностей лица, осуществляющего деятельность по обороту алкогольной продукции, а также оснований для приостановления действия выданной на осуществление такой деятельности лицензий. В решении также отсутствует ссылка на акт проверки, на основании которого такое решение вынесено.
Выявленные и отраженные в протоколе осмотра N 8 от 02.02.2010 нарушения, выразившиеся в отсутствии в базе данных ЕГАИС фиксации о возврате спирта в адрес ООО Инновационный производственный комбинат "Майский" по товарным накладным от 11.01.2010 N 1 и от 14.01.2010 N 2 (данные внесены в ЕГАИС 02.02.2010) объясняются отсутствием программно-технического комплекса ЕГАИС на закупку продукции, так как на момент получения лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, по мнению общества, установка такого комплекса не требовалась.
Вместе с тем, общество представило документы, свидетельствующие о том, что на момент проверки такое оборудование уже было приобретено и опломбировано.
Кроме того, из документов не усматривается факт отсутствия оснащения автоматическими средствами измерения основного технологического оборудования, связанного с производством алкогольной продукции, то есть с деятельностью по производству, хранению и поставке на основании выданной лицензии Б 068818 от 14.07.2009, действие которой было приостановлено обжалуемым решением.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные документы в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что доказательств отсутствия автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции техническими средствами фиксации передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС на основном технологическом оборудовании, предназначенном для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, контролирующим органом не представлено.
Факт установления работающей аппаратуры учета на основном технологическом оборудовании, предназначенном для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции доказан Обществом, подтвержден документально и не опровергнут данными проверки.
Указанные обстоятельства Федеральной службой не опровергнуты ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что решение от 07.04.2010 N 0145-п о приостановлении действия лицензии от 14.07.2009 N Б 068818 на производство, хранение и поставку алкогольной продукции противоречит требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет за собой удовлетворение заявленных требований.
Учитывая, что распоряжение Управления о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также опломбировании оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации, осуществлено во исполнение принятого Федеральной службой решения от 07.04.2010 N 0145-п решения, на что прямо указано в преамбуле данного распоряжения, суд первой инстанции правомерно признал не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя и данный акт, как изданный во исполнение незаконного решения.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права и рассмотрении дела с нарушением правил подсудности.
Частью 2 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным названным Кодексом, если в данном разделе не установлено иное.
В соответствии со статьей 35 АПК РФ по общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В силу пункта 2 статьи 36 АПК РФ иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
Пунктом 7 статьи 36 АПК определено, что выбор между арбитражными судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Заявитель вправе объединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (часть 1 статьи 130 АПК РФ). Требования о признании недействительными распоряжения Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу о снятии остатков готовой продукции N 20-ОСТ от 10.04.2010 и решения Росалкогольрегулирования о приостановлении действия лицензии от 07.04.2010 N 0145-п, оспариваемые по настоящему делу, связаны между собой и по основаниям возникновения и по представленным доказательствам.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество в силу пункта 2 статьи 36 АПК РФ было вправе обратиться в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по месту нахождения одного из ответчиков - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, а арбитражный суд соответственно - возбудить производство по заявлению.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июня 2010 года по делу N А56-19268/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи
ЛОПАТО И.Б.
САВИЦКАЯ И.Г.

 

21.10.2010