Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Росалкогольрегулирование намеревается взять под свой контроль выпуск спиртосодержащих лекарств. Комментирует президент Союза галеновых лекарственных препаратов

Потяжелеют ли лекарственные ценники?

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) готовится проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Под этот закон, проект которого сейчас повторно готовится Росалкогольрегулированием, подпадают в том числе все фармацевтические предприятия России, выпускающие спиртосодержащие препараты. Среди них жизненно необходимый корвалол, несопоставимый по цене с валокордином, привычные настойки валерианы, пиона, эхинацеи, сиропы корня солодки и другие препараты. Эту ситуацию комментирует президент Союза галеновых лекарственных препаратов Дмитрий Островский.

Российская газета: Дмитрий Валерьевич, многие даже не представляют, что такое галеновые препараты и при чем тут Росалкогольрегулирование?

Дмитрий Островский: Начну с того, что галеновые препараты - это специфические лекарства, основу которых составляют не только травы. Это спиртосодержащие лекарства, название которых вы все хорошо знаете, - корвалол, настойка валерианы, пиона, солодки и многие другие. И хотя доля спирта в них незначительна, они привлекают к себе внимание РАР.

По проекту нового закона должно произойти перераспределение полномочий между контролирующими организациями. Сейчас всю фармацевтическую отрасль логично курирует министерство здравоохранения и социального развития, которое выдает лицензии, контролирует качество, занимается сертификацией и т.д.

РГ: А в чем, собственно, опасность перераспределения и о каких полномочиях идет речь?

Островский: По большому счету то, что делает правительство в борьбе с алкоголизмом в нашей стране, совершенно правильно и понятно. Но что касается фармацевтической отрасли - здесь вопрос непростой. И рубить с плеча здесь не надо. Ведь производство спиртосодержащих препаратов на фармпредприятиях - сложный, контролируемый процесс. Если будет принят закон в том виде, который предлагается, контроль над производителями галеновых лекарственных препаратов перейдет от минзравсоцразвития к Росалкогольрегулированию, в компетенцию которого не входит фармацевтическая область вообще. Основная их задача - контроль производства спирта.

Что это значит? Что будет назначен свой производитель, у которого фармпредприятие обязано будет выкупать спирт непонятной очистки и по цене, указанной этим производителем.

С 1 августа этого года Росалкогольрегулирование приказом обязало всех производителей спирта отпускать его не ниже чем 590 рублей за один декалитр. Сейчас себестоимость его производства составляет 180 рублей за декалитр. Так, корвалол сегодня вы можете купить в аптеках по 6-8 рублей. Если РАР монополизирует закупку спирта, то оно будет диктовать поставщиков, ясно, что цена на лекарства увеличится как минимум в три раза. В итоге пострадает конечный потребитель. Мы пока держим эту цену, но что будет дальше - покажет время.

РГ: Конечный потребитель - это пенсионеры?

Островский: Не только. Галеновые лекарства, повторюсь, недорогие препараты.

Особо подчеркну, что в сегменте потребителей галеновой продукции большую часть занимают медицинские учреждения и люди пенсионного возраста, социально незащищенные граждане, для которых огромную роль играет так называемая социальная цена препаратов. Наши отечественные лекарства, конечно, сильно выигрывают перед дорогими западными. Например, элементарный сироп подорожника западного производителя доходит до 200 рублей за баночку, а отечественный корень солодки стоит 19 рублей. В десять раз дешевле! А ведь часть наших препаратов входит в список ЖНВЛС (этиловый спирт, медицинский антисептический раствор, раствор салициловой кислоты спиртовой). И, если цены на них поднимутся, от государства потребуется дополнительное социальное субсидирование.

РГ: То есть логично, чтобы этим вопросом по-прежнему занималось минздравсоцразвития?

Островский: Конечно, логично, потому что это профильный компетентный орган. Тем не менее какие-то внутренние процессы перераспределения происходят. РАР уже пытается "приходить" на некоторые предприятия с якобы "проверками". Хотя закона о подчиненности фармпредприятий Росалкогольрегулированию еще нет.

Недавний пример - попытка провести несанкционированную проверку одного из крупнейших российских предприятий, завода "Гиппократ". Она не удалась, но нет никаких гарантий, что это не повторится, хотя проверки ведомств, таких как минздравсоцразвития, на этом предприятии проводились регулярно и никаких нарушений не выявлялось. Технологический процесс на этом предприятии, производящем галеновые препараты, абсолютно прозрачен.

Хочу еще раз усомниться в законности действий чиновников РАР и напомнить статьи, прописанные в законодательстве: п. 1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - лицензионный контроль проводится лицензирующим органом. Лицензирующий орган в данном случае - минздравсоцразвития. А также п. 3. ст. 1 Федерального закона о "Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", деятельность которого не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти...

Цель таких "проверок" ясна - дестабилизировать работу любого успешного предприятия.

РГ: То есть перераспределение функций скажется не только на потребителях, но и на производителях?

Островский: Совершенно верно. По данным ЦМИ "Фармэксперт", в 2009 году в России насчитывалось 58 фармацевтических заводов, имеющих в выпускаемом ассортиментном портфеле спиртсодержащие лекарственные препараты. Как правило, галеновые предприятия расположены в сельской местности, где одновременно занимаются выращиванием, заготовкой и переработкой растительного сырья. Часто это поселковые и даже градообразующие предприятия. Удорожание ингредиентов препаратов приведет к подорожанию лекарств, снижению на них спроса - к падению объемов производства и как следствие - к сокращению рабочих мест. То есть фактически заложниками ликвидации фармацевтических галеновых фабрик России станут работающие на них люди.
 
Российская газета
11.10.2010