Четверг, 28 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Украина. Тревожное время для любителей спиртного. Власть обещает: в ближайшее время водка существенно подорожает

А будки-наливайки, как рассадники уличного алкоголизма, и вовсе прекратят существование. Готова ли Одесса к новому сухому закону и как переживала запреты на алкоголь в прошлые века?
Недавно по средствам массовой информации разнёсся тревожный сигнал. Цены на водку в стране скоро повысят. Причём на целых 20 процентов. Любители спиртного заволновались. Но уже следующее сообщение встало у многих комком в горле. Местная власть пообещала закрыть в Одессе все наливайки — ларьки, где водка продаётся на разлив.

— вы не подскажете, где магазин где водку наливают? — вот он. Наливают и водку и коньяк.

Наливайки, забегаловки, кабаки... в каждом городе их зовут по-своему. В Одессе их называют «бодегами». Это слово пришло к нам со времён румынской оккупации. С румынского, а также с испанского, оно переводится как «винный погребок».

Со дня основания Одессы в этом городе уже наливали.

Олег Губарь, краевед: занимательно, что производство водки, в особенности фруктовой водки, было одной из первых отраслей промышленности в Одессе. И это тоже понятно, потому что очень дешёвые сюда привозились из Турции и Северной Африки инжир, изюм, финики, которые ничего не стоили.
Мало кто знает, но во времена Российской Империи рестораны платили в казну больше налогов, чем таможни. В Одессе водочные доходы всегда были значительной частью городского бюджета. Где пили первые поселенцы Одессы? Этот дом до сих пор сохранился.

— 1794 год. Иосиф Дерибас передаёт это здание греку Петрониусу, и здесь открывается старейшая в Одессе харчевня. В советское время это место прозвали «Два Карла». Первый Карл — это улица Карла Либкнехта, сегодня она Греческая. А второй Карл — конечно же, Карл Маркс. Ныне она Екатерининская.

40 с кружочком. Оптимальное количество градусов в водке установил великий Менделеев. Свою первую диссертацию гениальный химик писал именно в Одессе, работая в Ришельевском лицее. Возможно, водка родилась здесь. Достоверно известно, что уже к 1860-м годам в Одессе появляются первые из знаменитых Гамбринусов. Здесь гуляли все великие одесситы.

— не один, по сути, великий одессит мимо алкоголя не прошёл. Трезвенников и язвенников — таких как бы не знаю.

Игорь Дегтяренко, кореспондент «АТВ»: дворик Ришельевского лицея. Здесь в 1860-х годах позапрошлого века находилась старейшая пивная Одессы — немецкий бир-холл Брунса. Немцы приучили одесситов к благородной культуре потребления пива. Здесь всегда играл оркестр, и сюда впоследствии часто захаживали все одесские знаменитости — Багрицкий, Олеша, Катаев. Немецкий дух здесь давно уже испарился, но пивная здесь есть и до сих пор. Правда, уже новая.

До революции главной мерой алкоголя было ведро. Ведро вмещало 12 литров и 300 граммов водки. Одна десятая часть вёдра, литр триста, называлась «штофом». Были, конечно, дозы и поменьше — 1/100 вёдра — это 123 грамма, 1/200 — самая маленькая. Вот такие маленькие бутылочки, которые у нас позднее называли «мерзавчиками», тогда называли «жуликами». Ну, очень удобно. Чуть больше 60 грамм, ну так ковтнуть — нормально!

Меры по борьбе с пьянством применялись уже тогда. В 1890-х годах появляются первые сады трезвости. Народ пытались отвадить от бутылки самыми разными способами.

Игорь Дегтяренко: одно время в тавернах Одессы запрещалось иметь сидячие места. И тогда изворотливые трактирщики усаживали людей прямо на бочки с вином. И объясняли — какая же это мебель? Это просто тара!

Пьющий народ, страдающий под гнётом царизма, долго такого издевательства над собой не терпел. Однажды в Одессе даже случился пивной бунт.

Олег Губарь: тогда они вынуждены были повысить цены на спиртное. Народ этого не понял и начал громить заведения. И в общем произошли большие неприятности, волнения, но в конце концов это было после чумы 1812 года, в 1813 году, это кануло в лету, но это забыли, но такие вещи случаются.

Винные погреба пережили и царя, и коммунизм. Вот один из таких погребов. В наши дни здесь наливают прямо с семи утра. Семь дней в неделю.

Посетитель: а какая марка по сколько? «Истина», сколько она стоит? А? Что вы молчите?

Игорь Дегтяренко: одно из самых популярных мест на алкогольной карте Одессы. Рядом с этим винным погребом находится сразу несколько учебных заведений, за что студенты метко прозвали его «деканат». Но это деканат нижний. Чуть выше, по улице Преображенской, находится верхний деканат, где решаются более важные учебные вопросы.

На поверхности — обычная жизнь, а под землёй винный андеграунд. На карте Одессы есть целая сеть подвальных питейных заведений. Если соединить эти точки линией — получался настоящий алкогольный маршрут.

— существовало такое понятие — «большой круг» и «малый круг». Ну почему — потому что существовало огромное количество подвальчиков и не только подвальчиков, где разливалось вино.

Большой спиртной круг начинался от ЦУМа и заканчивался двумя Карлами. Малый круг проходил вокруг наливаек Нового Базара.
— пройти по большому кругу или по малому — это в зависимости от твоего физического состояния

Перестройка. У власти Горбачёв — большой «друг» отечественного виноделия. В который раз над рабочим народом нависает угрожающее облако трезвости.

Игорь Дегтяренко: 1985 год. Антиалкогольная кампания. Работников предприятий и фабрик обязывают вести трезвый образ жизни. В числе самых престижных документов является членский билет общества борьбы за трезвость.

Виноградники вырезаются под корень. Культурные винные заведения приказывают долго жить.

— была погублена вот эта система забегаловок, где люди забегают выпить — немедленно опрокинуть 150. Или 200. А где можно было спокойно выпить вина? Вот тогда, собственно говоря, началась гибель этого большого и малого круга, именно этих винных подвальчиков.

История неумолима. Сегодня на смену старинным бодегам пришла более совершенная эволюционная форма — круглосуточная водочная будка. Достаточно только постучать. Здесь иногда могут поинтересоваться возрастом.

— здравствуйте, а можно водки у вас выпить? — можно. — а сколько стоит? а сколько вам лет? — мне — 18. Есть.

В дорогих заведениях могут сидеть не все. Стоять возле будки — по карману каждому. 50 граммов водки здесь стоят гривну 25 копеек. Пиво — две гривны.

Выпивохи: пиво. А мы сюда подходим — 2 рубля.

Алкогольная Одесса видела многое. И повышение цен, и запреты. Многие уверены, что в морском городе просто не может прижиться сухой закон. Профессионалы по части выпивки убедительно констатируют: в Одессе пили, пьют и будут пить — несмотря на цены и запреты!

— возможно всё. Можно кинуть атомную бомбу на Одессу, и она прекратит мучения всех людей. Вас, нас или ещё каких-то людей. Но это — не победишь.

Великая алкогольная культура уходит в прошлое. Прощай Багрицкий, прощай Куприн! Только старожилы могут напомнить нам весь колорит тех дней, фонтаны, вина, причалы. Всплакнуть и рассказать, что называется, «За Одессу»». Так и бать — «За Одессу!».


atv.odessa.ua
 

20.09.2010