Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Вице-президент по корпоративным вопросам компании "Балтика": "Падение в пивной отрасли будет значительным"

Лидеры отечественного пивного рынка и локальные производители в регионах в прошлом году создали немалый ажиотаж вокруг двукратного увеличения акцизов на свой продукт. Многие руководители предприятий говорили о том, что в сложившихся условиях выжить просто нельзя, поскольку к общему кризису приплюсовалось еще и ужесточение акцизной политики государства. Однако практика показала, что многие пивовары (в том числе и алтайские) пиковый период преодолели весьма достойно. О том, как сегодня оценивает рынок один из его лидеров "Пивоваренная компания "Балтика", нам рассказал вице-президент по корпоративным вопросам Даниил Бриман. Пообщаться со спикером нам удалось в Красноярске, где проходило празднование юбилея завода "Балтика Пикра".


Даниил Бриман, вице-президент по корпоративным вопросам "Пивоваренной компании "Балтика". Фото: hse.ru.
Цена еще поднимется
— Статистика довольно гибкая материя, но, судя по ней, пивоваренная отрасль вполне сносно пережила двукратное увеличение акцизов. Пресс-релизы "Балтики" тоже весьма оптимистичны. Что все-таки происходило с производителями после повышения акцизов?

— По настроению наши релизы всегда оптимистичны, потому что мы сами люди оптимистичные. Я вот смотрю на пресс-релиз по итогам I полугодия и вижу, что продажи компании сократились на 11%, а отгрузка — на 17%. Разница между продажами и отгрузкой объясняется тем, что в ожидании акциза были созданы не только нами, но и всеми другими компаниями очень большие запасы. Разумеется, до Нового года была возможность отгрузить дистрибьюторам большую долю продукции.

Как бы оптимистично ни звучали данные Росстата (продажи пива в России в I полугодии сократились на 9%. — Прим "ВД"), они отнюдь не хороши. Не надо забывать, что эти проценты присовокупляются к процентам падения в прошлом году. Ведь 2009 год мы закончили с показателем "минус 10%". Так что в отрасли происходит падение. Оно заметно, хотя и замедлилось во II квартале этого года. Если мы возьмем отдельные показатели этого периода по компании "Балтика", то падение составило 7%.

— Насколько пивоварам помогла жара?

— Надо заметить, что это явление было нехарактерно для Сибири и Дальнего Востока, но ведь большая часть потребителей у нас сосредоточена на Урале, в Центральной России, на юге страны и северо-западе. А здесь погода была самой жаркой за десятки лет. Этот фактор, конечно, сыграл на руку пивоварам. Он позволил существенно сократить двузначное отставание по итогам I квартала. Но согласно нашему прогнозу, в России падение в отрасли все-таки будет значительным — 8–9%, потому что как раз сейчас мы выходим из сезона. Сложно ожидать, что продажи будут улучшаться дальше. Скорее всего, рынок покажет по итогам 2010 года как сокращение числа рабочих мест, так и падение смежных бизнесов. И это уже происходит.

Все это является следствием несбалансированной политики государства. Повышать акциз на 200% для отдельно взятого сегмента алкогольного рынка — это ненормально с любой точки зрения. Особенно в условиях российского рынка, где мы конкурируем не только с легальными производителями, но и с теми, кто пользуется ситуацией, когда рынок никто особо не контролирует.

— Все-таки расскажите, какой была реакция "Балтики" не жесткий шаг государства?

— Мы стараемся по мере возможности работать для того, чтобы компенсировать негативный эффект. Если бы мы этого не делали, то этот эффект был бы существенно больше. Мы продолжаем работать над издержками, развиваем наш собственный агропроект. Все это позволяет иметь более низкую себестоимость продукции, не повышать цены, как это делают конкуренты. Не буду называть компании — не стоит обозначать тех, у кого ситуация хуже. Но на рынке есть крупные предприятия, у которых падение продаж составляет 10–15%. Это происходит из-за того, что у них меньше запас прочности или больше кредитный портфель. Небольшие компании просто не имеют возможностей для инвестирования в развитие, например, того же агропроекта. А он позволяет иметь более выгодную цену на закупке ячменя. Все это заставляет повышать цену значительно, а мы можем делать это не так быстро, хотя в целом ценовой рост на рынке составил от 20–30%. Это очень большое движение вверх, и оно продолжается.

— Небольшие пивоваренные предприятия, как ни странно, тоже не покинули рынок, несмотря на все внешние угрозы. Как вы оцениваете их перспективы?

— По разным оценкам, в России от 200 до 300 мини-пивзаводов. Это другой бизнес, который требует непосредственного контроля со стороны владельца. Крупные пивзаводы помогают этому сегменту тем, что работают на развитие цивилизованного рынка пива. Они готовят потребителей для разного пива — сваренного из риса, пшеницы и т. д. Сегмент мини-пивзаводов сейчас растет, потому что он пребывает в России в зачаточном состоянии. У нас есть еще сотни городов с населением до 50 тыс. человек, где такое производство было бы абсолютно логично. Пиво — самый популярный напиток в мире с тысячелетней историей. Поэтому у России есть все шансы увеличить число пивных ресторанов и мини-пивоварен при них. Из этого не следует делать вывод об угрозе бизнесу крупных компаний. У нас совершенно разные продукты.

У всех появятся новинки
— А какую роль сыграл запуск новых продуктов в процессе оптимизации производства?

— Мы четко видим потребительские тенденции. Помните, был период, когда все увлекались баночным пивом, потом лицензионными марками пива, потом различными видами пива, которых в России не было. Но потребительские привычки, воспитанные поколениями, начинают возвращаться. Подтверждением тому — сегодняшняя популярность "Жигулевского". Есть сорта пива, к которым российский потребитель всегда лоялен. Недавно мы создали новый сорт пива "Балтика разливное", выпускаем непастеризованное пиво. Но эти бренды являются региональными.

Мы вывели на рынок марку "Жатецкий гусь", потому что увидели интерес потребителей к чешским сортам. Все эти запуски были очень успешными, они позволили нам компенсировать потери. Кроме того, мы стараемся заходить в так называемые "непивные" сегменты, диверсифицировать свою экономику, чтобы быть менее подверженными государственному влиянию на отрасль в целом. Из таких примеров выделяется брэнд Somersby, принадлежащий группе Carlsberg, под которым выпускается яблочный сидр. По вкусу это яблочное вино. Мы выпустили его на рынок, когда поняли, что потребитель готов пробовать новые продукты, а рынок заставляет нас искать альтернативу.

— Планирует ли "Балтика" выпускать марки пива тех заводов, которыми сейчас владеет компания?

— Не хочу говорить про планы, которые еще не реализованы. Вдруг они сорвутся. Отвечу так. Поскольку российский рынок сформирован еще не в такой степени, как немецкий, датский или голландский, где все уже понятно, то у нас впереди большие перспективы. Можно с уверенностью говорить, что на российском рынке и от компании "Балтика", и от производителей стоит ждать новых продуктов.

— Стоит ли ожидать удорожания пивоваренного сырья в этом году и как скоро это может отразиться на цене конечного продукта?

— Я не могу ответить за всю отрасль, в России более 200–250 предприятий с учетом малых пивоварен. Могу ошибаться в точных цифрах, но в 2007 году в России было собрано 38 млн. центнеров ячменя, а в 2008 году — порядка 58 млн. центнеров. В прошлом году собрали около 45 млн. центнеров. Я хочу подчеркнуть, что из-за пожаров этого года к сельскому хозяйству приковано особое внимание, но локальные засухи имели место и до этого. Сегодня у нас неурожай, но в Австралии, на некоторых других страновых рынках — отличный урожай ячменя. К слову, собирают этот урожай там не раз в год, а порой и три раза. Поэтому для пивоваров большой угрозы по сырью не существует, особенно с учетом хорошего урожая предыдущих годов, когда он даже не был полностью востребован.

Если говорить про "Балтику", то мы вообще работаем на опережение. Поэтому я точно могу сказать, что все наше производство на 100% обеспечено сырьем до конца текущего года и большая часть контрактов уже либо заключена, либо находится в стадии заключения. Здесь же стоит учитывать, что рынок пива еще и сократился, то есть потребности в сырье за минувшие два года тоже уменьшились.

— Как на пивной рынок влияет развернувшаяся борьба с алкоголизацией страны?

— Мы часто смешиваем все вместе. В нашей отрасли нельзя объединять проблемы здравоохранения и экономики. Если мы будем смотреть на проблему с точки зрения здорового образа жизни, то, может быть, вообще жить стоит в лесу и заниматься натуральным хозяйством? Если смотреть с точки зрения бизнеса, то нужно вообще закрыть Минздрав, чтобы он не мешал работать. На мой взгляд, необходимо выделить четкие направления задач. Но одно можно сказать точно: невозможно говорить об изменениях регулирования рынка, об изменении ситуации в социальной сфере при отсутствии очень жесткой государственной политики в отношении нелегального алкоголя.

— В последнее время часто говорят о необходимости запрета продажи пива в киосках…

— Мы даже сами готовы инициировать такой запрет, но давайте это решение попробуем разложить на сегменты. Для нашего бизнеса он создаст краткосрочные проблемы. Киоски не являются основными каналами продажи пива. А вот пиво для киосков как для субъектов малого предпринимательства является одним из основных продуктов. Может, нам и не очень нравится формат такой торговли, но ведь общество меняется постепенно. В России насчитывается до 200 тыс. киосков. Пиво в товарообороте киосков занимает 40%. Я сомневаюсь, что киоск сможет работать эффективно, если этот процент просто возьмет и исчезнет. Статистика показывает, что на обслуживании одного такого объекта торговли занято несколько человек. То есть мы имеем несколько сот тысяч рабочих мест, которые исчезнут за один раз. Нас и самих раздражают эти киоски, потому что в них чаще всего нарушаются правила торговли, а это влияет на наш имидж. Но если закрывать их, то объявлять об этом решении необходимо сегодня, а дату исполнения как минимум отодвинуть на год.

Что мы знаем о Данииле Бримане
Даниил Михайлович Бриман родился 8 октября 1970 года во Владивостоке. В 1992 году окончил Красноярский инженерно-строительный институт и пришел на работу в компанию "Пикра" мастером строительного участка. В 1994 году под руководством Даниила Бримана была организована служба маркетинга компании "Пикра". Год спустя он был назначен генеральным директором торгового дома "Пикра". В 1997 году получил назначение на должность директора по стратегии и развитию. В 2003 году Даниил Михайлович занял должность исполнительного директора, а год спустя — президента компании.

В 1999 году г-н Бриман был признан менеджером года. Дважды, в 2002 и 2003 годах, он входил в число "200 самых профессиональных коммерческих директоров России", а в 2004 и 2005 годах — в рейтинг "ТОП-1000 самых профессиональных менеджеров России".

В октябре 2005 года Даниил Бриман был назначен вице-президентом по персоналу и административным вопросам "Пивоваренной компании "Балтика". С 1 августа 2006 года под его руководство перешла дирекция по корпоративным связям и информации. В связи с этим г-н Бриман стал вице-президентом компании по корпоративным вопросам. Даниил Михайлович — член-корреспондент Международной академии менеджмента. Имеет звание "Почетный работник агропромышленного комплекса России". Женат. Воспитывает троих детей.



altapress.ru
 

07.09.2010