Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
«...Сердцу будет веселей!» Избранные места из истории пития в России

Выполнить план

В России пили и пьют - в силу бескультурья, рутины, несвободы, одиночества, от неудовлетворенности действительностью и самим собой. Пьют из чувства протеста, от нищеты и богатства, от скудости ума и избытка нереализованного интеллекта. Словом, пьют по двум причинам: с горя и от радости...
Первое виноградное вино россияне попробовали в Х веке: осадив Константинополь, князь Олег взял контрибуцию, в том числе и вином.
Изначально церковь восставала против пьянства. Да и некогда было русскому крестьянину общаться с «зеленым змием». Но ситуация изменилась при Иване Грозном: государство взяло производство и продажу «государевых вин» в свои руки и сделало это источником пополнения государственной казны. Началась настоящая борьба кабатчиков за привлечение «питухов» - самых стойких случалось даже «боем неволить». Еще бы, ведь нужно было выполнять план, иначе кабатчика могли поставить «на правеж» - бить по ногам палками. Результат «выполнения кабацких планов» очень эмоционально описан в одной из челобитных: «Самые лучшие питухи испропились донага… приезжих людей не было, прежние, государь, питухи разбрелись, а достальные питухи по кабакам валяютца наги и босы, и питье по стойкам застаиваетца».
Казенная водка в XVII веке стоила дорого, редко бывавший в городе крестьянин мог себе позволить такое угощение: за ведро напитка просили от 80 копеек до рубля (в разлив чарками дороже), а корова стоила 50-70 копеек. Государственные служащие должны были приложить немало усилий, чтобы приучить сограждан быть исправными кабацкими завсегдатаями – «питухами». При Петре I доход от продажи спиртного вышел на второе место в бюджете. Он, даже открывая Кунсткамеру – первый русский музей, – завлекал посетителей бесплатной выпивкой.
Царь Алексей Михайлович грозил пьяницам «без великой пощады быть сосланными на Лену», но доход от кабацкого хозяйства увеличился при нем втрое. Елизавета постановила убрать кабаки со «знатных улиц», но вскорости ей растолковали, какую статью дохода она теряет. «Питухи» выгодны государству во всем их непотребстве.
Секретарь голштинского посольства в России Адам Олеарий писал: «Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что если видишь на улице там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное».
Есть еще одна причина, по которой власти, формально порицая, по сути, поощряли пьянство: русское правительство во все времена прекрасно понимало, что необходима отдушина для бунта, предпочитая заменять уличные беспорядки пьяными разговорами о плохой власти.
Во все время государство пыталось контролировать продажу алкоголя, а значит, процветало его незаконное распространение. И только при Борисе Ельцине производство и продажа спиртного действительно вышли за рамки государственной монополии. С начала ХХ века появилась реальная алкогольная проблема, общества трезвости, «сухие законы». Кстати, основателем одного из первых обществ трезвости в России был Лев Толстой. Шла борьба с пьянством и борьба за то, чтобы пили больше…

Кабак на откуп
Изобретение водки приписано ученым арабского Востока конца I тысячелетия. В России водка появилась на рубеже XV-XVI веков. Сначала так обозначалось лекарство, а сам алкогольный напиток назывался «хлебным вином», так что ввел водку отнюдь не Петр I. В 1517 году на парадном обеде в Кремле на столе уже стоял графин с водкой.
Официально термин «водка» введен в русский язык в 1751 году с выходом указа императрицы Елизаветы о том, «кому дозволено иметь кубы для двоения водок». И была она тогда слабенькой - около 20 градусов. За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. К 1552 году во всем московском царстве, во всей русской земле был только один кабак, стоявший на Балчуге. В конце XVII века в каждом городе было по одному кружечному двору. В XIX столетии кабаки распространяются по селам и деревням. В 1852 году кабаков - 77 838, в 1859 году - 87 388 и, наконец, после 1863 года число их, увеличившись примерно в шесть раз, перевалило за полмиллиона.
Царь отдавал кабаки на откуп. На год-два жаловал за заслуги. Так, спаситель Руси от самозванца Лжедмитрия нижегородец Козьма Минин получил в награду кабак. Владельцем нескольких кабаков был и другой герой, Дмитрий Пожарский.
До 1863 года крепость водки 40 градусов и цена 3 рубля за ведро определялись государством. Перекупщики беспощадно ее разбавляли, подслащивали, подкрашивали и продавали уже по 5–7 рублей за ведро, для забористости подмешивая туда табак.
Была в России и чистая водка, принесшая мировую славу производителю Смирнову, были подделки под нее, о чем свидетельствуют многочисленные дореволюционные процессы. Разумеется, что и революция проходила под грохот разграбления винных погребов. Зато госмонополия на водку спасла молодое советское государство от банкротства и усиления частного капитала. Но большевики искренне верили, что настанет день, и в стране, покончившей с монархией, производство водки будет свернуто, советские граждане поголовно станут трезвенниками. Но увы… «Советская власть тяжелая, - говорил председатель одного из сельсоветов, - ее трезвым не подымешь».

Что пили цари и советские бонзы
В XVI-XVII веках знать пила исключительно заморские вина. Простолюдины же снимали стресс домашними настойками, а со вкусом алкоголя для знати знакомились лишь во время народных волнений – когда, например, в 1605 году перед вступлением в Москву Дмитрия-самозванца толпа громила дворы Годуновых и черпала из разбитых бочек вино ведрами, шапками, сапогами. В созданной Петром I регулярной армии солдаты на походе и во время боевых действий получали ежедневную порцию вина и около четырех литров пива. Флот – четыре чарки водки в неделю. Водка входила даже в рацион питомцев царского зверинца.
Император Александр II предпочитал шампанское «Редерер», и только из хрустальных бокалов, в честь него фирма «Редерер» выпустила шампанское «Хрустальное», которое до сих пор является ее гордостью. В XIX веке, когда начал складываться рабочий класс, расслабиться после 14-часовой смены людям помогали только крепкие напитки. Праздники без них и вовсе не обходились...
Сталин до конца дней оставался поклонником грузинских вин, которые пил умеренно, Ворошилов предпочитал «Перцовку», Рыков – «Старку».
Раньше на советских партийных банкетах безраздельно царствовала водка. Борис Ельцин первым начал проводить неформальные «встречи без галстуков» с лидерами мировых держав в ресторанах. Он предпочитал водку отечественного производства, армянский коньяк «Отборный» или коньяк Martelle. Если бы среди политиков-алкоголиков проводили соревнования, то Ельцин, вне всяких сомнений, получил бы первый приз. Российский лидер однажды был настолько пьян, что не смог выйти из самолета во время визита в Ирландию, в другой раз споткнулся на сцене, а как-то и вовсе начал дирижировать военным оркестром. Зам. госсекретаря США Строуб Тэлботт вспоминал: «Он был мертвецки пьян и бродил из комнаты в комнату в одних трусах. Потом Ельцин вырвался из своей комнаты и потребовал: «Пиццы! Пиццы!»

Что пьет политическая элита
По данным аналитиков алкогольного рынка, сейчас в стране снизилось потребление крепкого алкоголя и увеличилось потребление пива, вина. Все больше россиян делают выбор в пользу дорогого алкоголя. Следуют этому общему курсу и представители политической элиты. К власти пришло новое поколение. Молодые министры и депутаты, подобно бизнесменам, активно стали осваивать бассейны, горнолыжные склоны и теннисные корты, тем более что имеется пример для подражания на самом высшем уровне. Премьер Владимир Путин, как известно, практически не пьет, но любит пиво, к которому пристрастился, когда работал в Германии. Рассказывают, что раньше на протокольных банкетах он частенько выливал содержимое рюмок в цветочные горшки. Нынешний президент Дмитрий Медведев предпочитает минеральную воду, хотя может и выпить бокал белого вина.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин делится наблюдением: любимый напиток депутатов Госдумы - виски, а в министерствах предпочитают коньяк. Политические дамы, особо не отличаясь в этом от обычных российских женщин, и в правительстве, и в парламенте чаще всего пьют шампанское и вино. А вот водка и пиво у политиков не в чести – для них эти напитки слишком дешевые и распространенные.
По мнению экспертов, водку всем другим спиртным напиткам предпочитают политики старой закалки и коммунисты. Не прочь выпить «беленькой» лидер КПРФ Геннадий Зюганов, правда, по его словам, «абсолютно умеренно, не больше трех рюмок». Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска уважает шампанское, а глава «Роснано» Анатолий Чубайс любит светлое пиво, французские и немецкие легкие вина. Григорий Явлинский совмещает патриотизм с западничеством – из спиртных напитков предпочитает и водку «Столичную», и виски «Джонни Уокер». Виктор Черномырдин за время работы на Украине распробовал украинскую горилку с перцем. А вот зарубежные политики, наоборот, больше всего предпочитают пиво. Бывший президент США Билл Клинтон как-то даже устроил вояж по пражским пивным, продегустировав там множество сортов пива, и, говорят, остался весьма доволен «экскурсией». Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер не только с удовольствием пьет пиво, но и поет про него песни. А вот Джордж Буш всем спиртным напиткам предпочитает безалкогольную кока-колу. К этому его вынудила чрезмерная любовь к крепким алкогольным напиткам в молодости…


По материалам источников: knigoboz.ru, inopressa.ru, newizv.ru
 

20.08.2010