Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Сырой сухой закон

Несмотря на всевозможные ограничения продажи спиртного, алкоголизм в стране продолжает молодеть.

Вчера стало известно, что с сентября москвичи не смогут покупать крепкий алкоголь с 22.00 до 10.00 утра. В дальнейшем ограничение может коснуться и продажи пива. Сейчас подобные меры введены в нескольких десятках российских регионов. Эксперты уверены, что в борьбе с алкоголизмом страна движется в верном направлении, но сомневаются, что инициативы властей будут четко контролироваться на местах.

В качестве примеров они приводят запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним и распитие спиртных напитков в общественных местах, которые часто нарушаются. Статистика тем временем свидетельствует о том, что в России растет количество молодых алкозависимых людей. Члены сообществ анонимных алкоголиков отмечают, что даже средний возраст их сотоварищей сегодня не превышает 28 лет.

С 1 сентября на территории Москвы нельзя будет продавать алкоголь с содержанием этилового спирта более 15% с 22.00 до 10.00. В постановлении, подписанном мэром Юрием Лужковым, указывается, что изменения связаны с «принятием концепции госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения России, утвержденном федеральным правительством». Целью инициативы стало «снижение доступности алкогольной продукции в городе Москве». Согласно федеральному закону, регионы могут вводить дополнительные ограничения на реализацию алкогольной продукции. Сегодня купить крепкие спиртные напитки в столице можно до 23.00 и после 8.00.

Подобные меры принимаются и в других регионах страны. Так, с 1 августа сразу в нескольких областях было введено ограничение на продажу крепкого алкоголя. В Иваново купить спиртное можно с 9.00 и до 21.00, в Екатеринбурге – с 7.00 до 00.00. В Мурманской и Московской областях на продажу алкоголя отводится меньше всего времени – комендантский час действует с 21.00 до 11.00. Но все эти запреты не касаются предприятий общественного питания. В кафе или ресторанах алкоголь можно заказывать и после часа Х.

В новом постановлении московских властей есть существенное отличие от прежнего. Раньше круглосуточную продажу алкоголя можно было вести по согласованию с окружными префектурами. Возможностью пользовались около 800 магазинов. Теперь им придется подчиняться общему распорядку. Нарушители могут лишиться лицензии на торговлю по решению арбитражного суда.

Плохое о хорошем

Специалисты в целом одобряют ужесточение мер по ограничению продажи алкоголя. Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн уверен, что мера «позволит снизить алкогольную нагрузку на население». Главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Владимир Нужный отмечает, что такой способ – наиболее действенный в борьбе с алкоголизацией населения, что доказал опыт западных стран. «Люди обычно напиваются в позднее время, когда им не хватает того, что есть. Бегают и травят себя вплоть до летального исхода», – говорит «НИ» г-н Нужный. С ним соглашается и заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников: «Такие меры приближают нас к международным стандартам. В ряде стран продажа алкоголя в розничной торговле запрещена уже после 19.00». «Наши суровые законы сопровождает необязательность их исполнения», – сетует между тем депутат.

Нарколог Нужный приводит пример: «С 2006 года действует одно из первых ограничений – изменение порядка торговли алкоголем. Если раньше любое частное предприятие могло торговать алкоголем, то теперь торговец должен вносить предоплату при приобретении партии спиртного, возросли требования к уставному капиталу предприятия и площади магазинов. Это привело к тому, что из сельских магазинчиков легальный алкоголь был вымыт, у владельцев не хватает средств. Надзора никакого нет, и всегда можно купить из-под полы бутылку водки».

По мнению Сергея Колесникова, если не ввести жесткий контроль, то алкогольный бизнес переместится в теневой рынок. «Как во время сухого закона Горбачева, спиртное можно будет достать у таксистов или бабушек», – пророчит депутат.

В стране действует ряд других ограничений при продаже и потреблении алкоголя, которые не выполняются. «Я не видел, чтобы исполнялся закон, который приняла Госдума, что нельзя распивать пиво на улице. Граждане не соблюдают, милиция проходит мимо», – возмущается Сергей Колесников. Специалисты сетуют, что понятие «общественное место» порой применяется на усмотрение милиционера. Часто нарушается и запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним. Одна из подмосковных общественных организаций несколько раз в месяц проводит акцию «Контрольная закупка». Активисты вычисляют продуктовые магазины, которые продают алкоголь несовершеннолетним, и сообщают об этом в правоохранительные органы. «Мы проверяли около 300 магазинов в Московской области, в 95% случаях там продают алкоголь несовершеннолетним и не интересуются возрастом покупателей, даже если это совсем молодые девочки», – рассказал «НИ» член общественной организации Руслан Хвостов. В 2009 году к административной ответственности было привлечено около 500 тыс. несовершеннолетних россиян за распитие спиртных напитков в общественных местах и нахождение в состоянии алкогольного опьянения. За продажу крепкого алкоголя детям торговую точку могут лишить лицензии, а за пиво – только выписать штраф. На взгляд активиста, помогать выявлять недобросовестных продавцов сотрудникам милиции должны инициативные граждане.

Как пьет страна

Согласно официальной статистике, в 2009 году из двух млн. 163 тыс. обратившихся за помощью в наркологические службы страны каждой пятой была женщина. Чтобы получить реальное число, наркологи умножают данные на пять. Почти 100 тыс. состоящих на учете составляют подростки в возрасте 15–17 лет. Директор Московского научно-практического центра наркологии Евгения Кошкина замечает, что диагноз «алкоголизм» им пока не ставится, в медкартах фигурирует запись «употребление алкоголя с вредными последствиями». «Число таких лиц растет», – говорит «НИ» г-жа Кошкина. По ее словам, увеличение молодых алкозависимых связано «с внедрением в сознание молодежи модели употребления алкоголя, особенно пива и тонизирующих слабоалкогольных напитков, как нормы жизни».

По мнению психолога Центра социальной защиты Галины Пономаревой, помимо этого важную роль в формировании зависимости у подростков играет семья. «У всех ребят, с которыми я работаю и работала, так или иначе кто-то в роду был алкоголиком, если не родители, то кто-то из дедушек или бабушек», – рассказывает «НИ» психолог. По словам нашей собеседницы, зависимость у подростков формируется очень быстро. «У них еще неустойчивая психика, не полностью развита физиология, поэтому они быстро привыкают к спиртному», – говорит «НИ» Галина Пономарева.

Раньше спиваются, раньше «завязывают»

Свою первую рюмку 24-летний Роман П. выпил, когда ему было всего семь лет. С самого детства он наблюдал, как его мать и отец страшно пили и впоследствии умерли от алкоголизма. «Однажды мои родители оставили на столе рюмку водки – не допили, и у меня возникло желание попробовать то, к чему они были так сильно привязаны. Тогда мне не понравился ни вкус, ни запах водки, но я допил ее до конца. Так я начал пить», – признается «НИ» Роман. После смерти родителей парень попал в интернат, где продолжал употреблять алкоголь почти каждый день. Позже тетя Романа забрала его из интерната к себе, однако это только усугубило ситуацию, поскольку основным источником дохода тети была продажа самогона. «Я продолжал пить и очень быстро скатился: в 16 лет меня отправили в психиатрическую больницу с белой горячкой. После нескольких дней пребывания в психбольнице я впервые пошел на собрание анонимных алкоголиков (АА). О них я узнал от женщины, которая там состояла, – продолжает рассказывать «НИ» Роман. – На первом собрании мне было страшно, там сидели взрослые, серьезные люди, а я был подростком. Меня в тот день больше всего поразило то, с какой любовью и открытостью я был принят этими людьми. Мне уделяли много времени, со мной разговаривали, я такого отношения к себе никогда раньше не испытывал».

Несмотря на то что в сообществе Роману понравилось, он не прекращал пить. «На тот момент я ненавидел людей, я не знал, как себя вести с ними, и моей единственной целью было найти алкоголь, напиться и забыться», – делится Роман. Деньги на выпивку он то брал у тети, то воровал где-то или залезал в долги. В конечном счете он оказался на улице, ночевал на вокзалах и в подъездах. «Я стал пить еще больше. Это продолжалось изо дня в день, пока однажды я не попытался покончить с собой. Тогда я чудом остался жив. После этого что-то во мне изменилось, я стал относиться к собраниям анонимных алкоголиков серьезно, у меня появилось желание помочь себе и другим. Я начал следовать 12 шагам анонимных алкоголиков, – продолжает молодой человек. – Старания в итоге дали результат: я нашел жилье, перестал пить, не употребляю алкоголь уже полтора года, устроился на работу и женился. В будущем году планирую поступление в вечернюю школу».

Впервые собрание анонимных алкоголиков было зарегистрировано в столице 23 года назад. Всего на территории московского региона сегодня действуют около 60 групп АА – 40 в Москве и 20 в Подмосковье. В России насчитывается около 375 групп АА в 129 городах. Однако если раньше участниками этих собраний были преимущественно зрелые люди, скажем за 40, которые долго пили, «завязывали» и снова срывались, выкарабкивались опять и, осознав наконец свою проблему и твердо решив исправиться, становились участниками кружков АА, то в последние годы на собрания стало приходить все больше молодых людей. И у них столь богатому жизненному опыту просто неоткуда взяться.

Михаил посещает собрания уже 16 лет, и за это время, по его словам, общество АА сильно помолодело: «Если три года назад средний возраст члена было 43 года, то сегодня он сократился до 28 лет. Сейчас доля людей от 20 до 40 лет составляет 80% нашего сообщества». Он также отметил, что выросло число молодых девушек, которые приходят за помощью.

Марина пришла в общество АА, когда ей было 22 года. Однако употреблять алкоголь она начала намного раньше, в 14 лет. Выпивая сначала по праздникам легкие напитки, она не замечала, как постепенно становится зависима от алкоголя. К 20 годам Марина уже испытывала необходимость выпить каждые выходные. «Я жила в общежитии института и искала среди остальных студентов ребят, которые выпили бы со мной. Я искала повод, чтобы напиться. Мне это было необходимо физически и морально», – признается «НИ» Марина. Через некоторое время девушка начала испытывать потребность в алкоголе каждый день. «Я не могла ничего делать, пока не выпью. В клубах я напивалась, пока не падала. Как только у меня были проблемы с парнем, я сразу начинала выпивать», – рассказывает девушка. Переломный случай, после которого она поняла, что ей нужна помощь, произошел на корпоративной вечеринке, когда ей было 22 года: «После этой вечеринки я проснулась в незнакомом городе с двумя парнями, с которыми я познакомилась той ночью. Это стало для меня потрясением, потому что я не помнила, как я оказалась в такой ситуации». Уже два года, как она сохраняет трезвость, недавно она вышла замуж за мужчину, с которым познакомилась на собрании АА.

О том, как определить, в какой момент нужно обратиться за помощью, «НИ» рассказал один из членов АА. В свое время из-за алкоголя он потерял семью, работу, а однажды чуть не умер в состоянии алкогольного опьянения. «Я советую молодым людям написать на бумажке список проблем, которые у них есть. Например, прогулял учебу, поругался с девушкой или с мамой, не вышел на работу и так далее. Затем необходимо честно ответить себе на вопрос – связаны ли эти проблемы прямо или косвенно с употребление алкоголя?» Именно это и будет первым шагом к тому, чтобы исправиться.

НА УКРАИНЕ ЕСТЬ ДАЖЕ 16-ЛЕТНИЕ АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ
Ежегодно украинцы выпивают миллиард бутылок водки, шесть млрд. бутылок пива и 320 млн. бутылок вина. Уровень потребления алкоголя здесь один из самых высоких в мире и составляет около 13 литров чистого спирта на человека в год (по неофициальным данным, с учетом домашнего алкоголя и промышленных фальсификатов – до 20 литров). Опередить Украину по этому показателю удалось только России. Из-за употребления алкоголя страна теряет ежегодно более 40 тыс. своих граждан. Кроме того, на Украине каждый третий новорожденный появляется на свет с патологией, причина которой – алкоголизм родителей. На Украине регистрируется по 50–55 тыс. больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами в год. Около 14 тыс. человек ежегодно уходят в мир иной вследствие алкогольного отравления.
По информации Минздрава, на Украине 1% подростков 12–13 лет ежедневно употребляют алкогольные напитки. Молодежь с бутылкой пива можно встретить где угодно: на улице, в парках, на пляже... И только 10% украинских мужчин и 21% женщин старше 18 лет ведут совершенно трезвый образ жизни. На западе Украины ситуация несколько лучше, чем на востоке, где, например, на 1 января 2009 года только в Донецком областном наркологическом диспансере состояли на учете 327 больных алкоголизмом (этим людям еще не исполнилось и 17 лет). Донецкая область – самый тяжелый в алкогольном отношении регион. По словам специалистов, сегодня в области 70% больных синдромом зависимости от алкоголя – люди в возрасте до 30 лет. И согласно исследованиям ВОЗ, явление подросткового алкоголизма приобрело особенно угрожающий масштаб: первое место здесь – однозначно за Украиной, где 40% подростков потребляют алкогольные напитки по крайней мере раз в месяц.
В практическом плане с алкоголизмом на Украине никто не борется, разве что сами люди, которые осознали пагубность этой зависимости. В прошлом году Общество анонимных алкоголиков Украины отмечало свое 20-летие, и в связи с этим во Львове был проведен съезд. Всего на Украине работает 70 таких групп, больше всего их в Киеве – 14. Их цель – совместное избавление людей от пьянства. Как заявил в интервью «НИ» директор Центра обслуживания групп анонимных алкоголиков Андрей Пигарев, статистики, отражающей то, сколько молодых людей обращаются к ним за помощью, не ведется. Однако наш собеседник отметил тенденцию к резкому росту их числа в последние годы: «Это молодые люди в возрасте от 16 до 19 лет, часто с двойной зависимостью – и алкогольной, и наркотической». Причины проблемы г-н Пигарев видит в том, что при всеобщей доступности алкоголя и его яркой рекламе жесткая алкогольная политика государства попросту отсутствует.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

АМЕРИКАНСКИЕ НАРКОЛОГИ СЕТУЮТ, ЧТО СИЛЬНО ПЬЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ ПОЗДНО ОБРАЩАЕТСЯ ЗА МЕДПОМОЩЬЮ
В 1935 году в захолустном городке Акроне (штат Огайо) двое безнадежных алкоголиков – Билл Уилсон и Боб Смит – излили друг другу душу и испытали сильное облегчение. Так родился сначала метод, а потом и «методическое пособие» – «Большая книга АА». Сегодня «Анонимные алкоголики» – это глобальное движение, охватывающее свыше двух млн. человек в 180 странах, включая Россию и другие республики бывшего СССР.
В США официальный показатель потребления алкоголя – около 8,5 литра чистого спирта на человека в год (включая, разумеется, и детей и стариков). По данным Национального института проблем алкоголизма (NIAAA), «примерно трое из десяти взрослых американцев пьют столько, что это повышает для них риск медицинских – физических и психических – и социальных проблем. Из этих пьющих людей приблизительно каждый четвертый злоупотребляет алкоголем или страдает зависимостью от него».
В NIAAA считают, что корни алкоголизма как заболевания примерно на 40% врожденные и на 60% – приобретенные. Вопреки расхожим представлениям, болезнь эта в основном молодежная, и развивается она чаще всего в возрасте 18–25 лет. При этом за помощью люди, как правило, впервые обращаются (во всяком случае в США) не раньше чем лет в 30. Специалисты горько сетуют на «потерянное для лечения десятилетие», и усилия одного из ведущих американских наркологов, бывшего директора NIAAA доктора Тин-Кай Ли и его коллег в значительной мере направлены на профилактические программы для молодежи, особенно студенчества. В этой работе есть «скромные, но устойчивые успехи», – утверждал доктор Ли, отмечая, в частности, снижение показателей запойного пьянства в американских студенческих городках. В NIAAA убеждены, что изменить «культуру пития» можно даже призывами со стороны и в подтверждение этого умозаключения ссылаются на то, как американцам удалось примерно за 40 лет почти полностью искоренить курение в общественных местах.
 
Новые известия
19.08.2010