Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Угрозы с нулевым КПД

Роспотребнадзор и Россельхознадзор пошли навстречу импортным производителям. Все равно у тех уже иммунитет к угрозам наших регуляторов.

Уж и не знаю: то ли жара подавила политическую волю наших чиновников, то ли вдруг сменились приоритеты. В пятницу, 30 июля сразу два наших ведомства показали «человеческое лицо», решив не прибегать к карательным мерам.

В конце июля истекал двухнедельный срок, который глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко отвел молдавской стороне на устранение проблем с качеством их вина. Проблемы эти, если судить по высказываниям главного санитарного врача, никуда не делись. Но и к таким радикальным мерам воздействия на оппонентов, как запрет импорта, Геннадий Онищенко прибегать не стал.

В другом ведомстве – Россельхознадзоре, – в середине июля перекрывшем доступ в Россию продукции 14 финских производителей мясной и молочной продукции, тоже пошли на некоторые уступки и разрешили импорт Valio. Пока это только одна компания из перечня, но это ничего – остальные подтянутся. Ведь Дмитрий Медведев, когда был в Финляндии, пообещал разобраться, вот и пожалуйста: не такие уж, получается, у нас и жесткие чиновники.

Когда история с молдавскими винами только начинала раскручиваться, никто на рынке и не сомневался, что дело не в их качестве, а в политике. Но время идет, и вроде политическая подоплека уже потеряла актуальность, а Геннадий Онищенко продолжает сражаться с низким качеством молдавских вин. Сейчас он заявил, что настроен на диалог непосредственно с бизнесом и ожидает большей продуктивности от предпринимателей, нежели от чиновников.

Директор «Центра исследования федерального и регионального рынка алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз припомнил, что на самом деле глава Роспотребнадзора желал общаться с бизнесом по поводу качества вин неоднократно в течение этого года. Правда, никакого диалога не состоялось, зато критики молдавских чиновников было хоть отбавляй. При этом, по подсчетам Дробиза, на самом деле забраковано только 4% алкогольной продукции, поставленной из Молдавии. Не так уж и много, как могло бы показаться благодаря масштабной пиар-кампании вокруг истории с молдавскими винами. Зато мало где слышно о наших собственных проблемах с качеством вин.

В России в 2009 г. было произведено 700 млн л вина, а импорт из Молдавии составил в прошлом году 26,9 млн л – меньше 4%, чем у нас производится внутри страны. Причем около половины произведенного у нас вина таковым не является: это бодяга из спирта, красителей и ароматизаторов. Об этом давно говорят и представители бизнеса, и аналитики, и депутаты, но Геннадию Онищенко это не очень интересно. Конечно, проблемы с качеством наших вин отнюдь не означают, что на наш рынок можно поставлять то, чем, по выражению главного санитарного врача, нельзя красить даже заборы. Если бы только речь действительно шла о качестве.

История с запретом на импорт продукции 14 финских производителей хотя и не имеет столь продолжительной истории, как с молдавскими винами, но тоже отдает политическим душком. Достаточно вспомнить, что финны о запрете узнали только тогда, когда фуры развернули на границе, и случилось это за несколько дней до официального визита в Финляндию Дмитрия Медведева. Проблем с качеством финской продукции, как оказалось после, никаких не было: просто у попавших в перечень производителей технические требования не совпадали с нашим техническим регламентом. Может, конечно, и не наш президент повлиял на ситуацию, и она разрешилась сама собой, но с чего бы тогда к ней привлекать внимание политиков такого уровня?

У молдавских вин и финских мясных и молочных продуктов есть одно общее: поставки этой продукции в Россию составляют довольно ощутимую долю в экспортных операциях обеих стран. Как я писала раньше, на долю нашей страны приходится около четверти всех экспортируемых Финляндией продуктов питания. Из всего произведенного в 2009 г. в Молдавии вина (99,9 млн л), на поставки в Россию пришлось 27%. Но на нашем рынке эти продукты занимают крайне небольшие доли. И, по мнению политиков, ими, видимо, спокойно можно пожертвовать, когда на кону большие политические ставки.

Однако важно другое: ресурс, которым пользуется Геннадий Онищенко, не бесконечен. Четыре года назад, когда был введен запрет на молдавские вина, на нашу страну приходилось до 80% всего винного импорта Молдавии (95% всего молдавского производства идет на импорт), сейчас же нет и трети. То есть, у молдавских производителей выработался иммунитет к угрозам главного санитарного врача. Акция с запретом финских продуктов, похоже, и вовсе носила краткосрочный характер. Но и первая, и вторая имели в итоге нулевой КПД – если только не были попытками «поиграть мускулами». А если и были, то попытки эти оказались довольно топорными. Какого политического профита добилась наша страна – неизвестно, зато молдавские вина и финские продукты как были, так и есть на нашем рынке.

Возможно, жара, пожары и неурожай мобилизовали сейчас чиновников обоих ведомств, и они ушли на время от надуманных проблем к настоящим. Но вполне вероятно, что вскоре старые методы работы вернутся. А ведь если бы тот же Геннадий Онищенко не прибегал так часто к угрозам радикально решить проблему, он бы, вероятно, смог добиваться от своих оппонентов гораздо большего.

SLon.ru
 

03.08.2010