Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Армения: Кризис вынуждает армянских производителей обратиться от коньяка к вину

Интервью председателя Союза армян-виноделов Авага Арутюняна информагентству АрмИнфо.

Кризис вынуждает армянских производителей обратиться от коньяка к винуИнтервью председателя Союза армян-виноделов Авага Арутюняна информагентству АрмИнфоГ-н Арутюнян, в январе-мае, согласно официальной статистики, производство спиртной продукции в Армении претерпело значительный рост. Говорит ли этот рост о постепенном выходе отрасли из кризиса?

За последние полтора года в сфере виноделия в Армении действительно наблюдаются негативные тенденции, причиной которых является мировой кризис. Если до 2008 года производство коньяка в Армении являлось доминантным, то после начала кризиса специфика этого производства стала носить несколько иной характер. В докризисный период основным источником доходов армянских компаний по производству алкогольной продукции являлся высококачественный коньяк. Однако на рынке часто появлялся и некачественный коньяк, который, тем не менее, прекрасно реализовывался. Однако, в условиях кризиса продажи армянского коньяка за рубежом упали на 50-70%, что являясь негативным явлением, принесло с собой и некоторый позитив. Так в условиях кризиса армянские производители осознали, что некачественная, фальшивая продукция в условиях кризиса просто не будет продаваться, так как даже лучшие армянские коньяки и вина стали продаваться с трудом. Тем самым армянские производители спиртных напитков были вынуждены отказаться от производства фальшивой продукции. Второй положительной тенденцией стала диверсификация инвестиций производителей спиртных напитков от коньяка к вину, которое стало рассматриваться как прибыльный продукт.

То есть, наши производители коньяка стали инвестировать деньги в производство вина?

Безусловно. Ранее производители спиртного в Армении выпускали либо некачественное дешевое вино, либо качественное, но в очень малых количествах, исключительно для того чтобы обеспечить свое присутствие на рынке, поскольку основным источником их доходов являлся коньяк. Таким образом, ранее инвестиции делались лишь в производство коньяка, причем, по объективным причинам, поскольку виноделие требует больших, и намного более длительных капиталовложений, чем производство коньяка. Вино произвести намного сложнее, чем коньяк, оно более нежное, быстро портиться, труднее хранится, в то время, как коньячный спирт со временем лишь улучшает свое качество. Однако, кризис радикально изменил ситуацию. И в последнее время мы наблюдаем значительный приток инвестиций в винодельческую сферу в Армении. Несколько крупных и не очень крупных компаний приобретают импортные очень серьезные оборудование и технологические мощности для улучшения качества вина. Речь идет о Прошянском, Авшарском заводах вин, о новой компании «Армения», каждая из этих компаний инвестировала в расширение производства вина около миллиона евро. Это, конечно, не очень много, но на фоне того, что долгие годы в этом направлении практически ничего не делалось, суммы вполне приличные. Для того, что та или иная компания могла стабильно производить от 300 до 400 тысяч бутылок вина ежегодно, ей следует инвестировать в производство около 7-8 млн долл.

А не ударит ли это по мелким производителям вина, создав очередную монополию в Армении?

Раньше в Армении было около 50 компаний, занимающихся производством вин и коньяков, около 20 компаний от этого числа производили и производят коньяк в довольно серьезном количестве, 15 небольших компаний занимались производством очень качественного вина, естественно в небольших количествах. Сейчас, когда в результате кризиса ситуация радикально изменилась и крупные компании стали инвестировать в производство вина и поэтому небольшим винодельческим компаниям действительно придется довольно туго и на внутреннем рынке уже появилась нездоровая конкуренция. Дело в том, что большие деньги, которые крупные компании вкладывают в рекламу, отнюдь не появились в результате производства и сбыта вина, они имеют иные источники финансирования, в то время, как небольшие фирмы-виноделы имеют лишь один источник финансирования – производство вина, которое приносит крайне скромную прибыль. Эта конкуренция вынуждает мелких производителей также делать новые инвестиции в свои предприятия. К примеру возьмем нашу небольшую компанию «Маран», которая производит всего 50 тысяч бутылок вина в год. Мы были вынуждены взять кредиты, поскольку к этому нас вынуждает конкуренция, о которой я уже говорил. На эти суммы мы приобрели оборудование в виде новых производственных линий итальянских фирм Delatafolla и Simer. Это оборудование позволит нам в 4-5 раз увеличить производственные мощности, однако пока что в реальности возможности нашего рынка позволят нам увеличить производство лишь в два раза, то есть до 100 тыс. бутылок. Главное же в том, что, вовлекшись в эту гонку, мы уже не можем остановиться и просто будем вынуждены наращивать производство.

Поговорим о степени объективности решения перерабатывающих предприятий снизить объемы закупки винограда…

В этом году вся сфера действительно испытывает серьезные проблемы, учитывая, что еще с прошлого года остались нереализованными запасы коньячного спирта и вина. Соответственно, есть существенный недостаток тары, и средств для заготовки винограда, а в этом году, как назло или к счастью ожидается очень хороший урожай винограда. Думаю, что в этих условиях тот же Ереванский коньячный завод заготовил бы гораздо меньше винограда, если бы не добрая воля и возможность завода оказать поддержку крестьянам в это нелегкое время. Хотя не исключено и давление государства. В целом, я расцениваю это давление на хозсубъектов крайне негативно, поскольку начиная с 90-х гг подобное давление на нашу сферу оказывалось неоднократно и ни к чему хорошему не привело. Нас тогда попросту заставляли брать кредиты, с тем, чтобы мы обанкротились, стоимость предприятия оказалась близка к нулю, что позволило бы его приватизировать за бесценок. В 1997-98-99 гг аналогичное давление оказывалось с тем, чтобы искусственно завысить экономические показатели Армении. Сейчас же это давление является прямым ударом по отрасли, особенно учитывая, что добросовестные предприятия, которые на 100% находятся в налоговом поле, не имеют возможности каким-то образом лавировать в этих условиях. Таким образом, если бы ЕКЗ даже отказался от 50% ранее запланированных закупок винограда я бы не удивился, поскольку отрасль находиться в крайне тяжелом состоянии.

ЕКЗ пока что отказался от 22%...

Это предварительно, так как я не знаю, каково будет их окончательное решение. В любом случае сельхозпроизводителей винограда в этом году ожидает далеко не радужная перспектива. При этом, ни одного килограмма винограда на полях не останется, я в этом убежден, поскольку его купят самые различные перерабатывающие предприятия. Весь вопрос в том, по какой цене и когда фермерам заплатят эти суммы. Дело в том, что все предприятия имеют некачественную пустую тару, не хватает лишь качественной тары, покрытой полимерным, безконтактным покрытием. А, заготавливая виноград в некачественной таре, производители не сумеют произвести хороший продукт, либо произведут его путем очень высоких расходов, что создаст крайне сомнительные перспективы для их реализации. То есть, все это создает предпосылки для того, чтобы виноград в этом году закупался по низким ценам.

Тары стало меньше, а производство вина и коньяка в этом году, как утверждают статистики, увеличилось соответственно на 30,8 и 45,9%. Вы не усматриваете в этом противоречия?

Вино производится в течение года всего один раз – осенью, поэтому нашим статистикам следует поменять методы работы. Все остальное время вино бутилируется, выставляется на продажу и т.д. То есть речь не идет о производстве вина. Что же касается увеличения объемов продаж, то оно объясняется постепенным выходом отрасли из кризиса. При этом, речь не идет о вине, поскольку Армения ежегодно производит 4-5 млн. литров вина, что является мизерным показателем и перепады производства на несколько десятков процентов в ту или иную сторону ничего не означают. Коньяк же производится постоянно, заготовка, купаж виноградного спирта разных сортов и т.д. Рост действительно есть, это неудивительно, поскольку основной рост показателей сферы будет иметь место в октябре-декабре, когда экспорт увеличится в разы. Пока что производители лишь готовятся к экспорту, поскольку для того, чтобы наше вино или коньяк появились на российском рынке к 10 декабря, то есть в преддверии Нового года, они должны отправиться из Армении в начале сентября.

Начиная с марта прошлого года, курс доллара в Армении постоянно скачет. Как это отражается на экспорте армянской алкогольной продукции?

Крайне негативным образом. К примеру, та же наша компания имела заключенные в 2000, 2001, 2002 году в долларах договора с российскими и европейскими партнерами. Мы успешно работали по этим договорам в 2002, 2003 и 2004 гг. В этот период курс доллара колебался в пределах 510-560 драмов. После того, как курс доллара, начиная с 2007 года, стал резко падать, мы приостановили наши договора, начав переговоры по их переводу в евро, что было достигнуто в 2008 году. После чего начался кризис, одновременно с которым началось падение евро, что вновь вынудило нас приостановить наши договорные обязательства. Поэтому говорить о реальном увеличении экспорта армянской спиртной продукции в этих условиях не приходиться, поскольку курс доллара в Армении падает, а процентные ставки по кредитам, в том числе ставка рефинансирования ЦБ, остаются в лучшем случае на прежнем уровне.

Кстати, под какой процент в среднем кредитуется отрасль?

Эпизодически мы берем кредиты под 10-11 процентов, в среднем под 14-16 процентов. Некоторые компании берут кредиты даже под 18 процентов годовых, в то время, как даже 10,5 процентов для нас слишком много и успешно работать на этих условиях очень трудно. Для основания нового виноградника нам дают кредиты под 15 процентов сроком на 2-3 года. Это смешно, поскольку во всем мире для основания новых виноградников кредиты даются на 25 лет, а процентная ставка не превышает 3-х процентов. И это делается в условиях, когда в Армении разбивать новые виноградники невыгодно по определению, поскольку себестоимость одного килограмма винограда в Араратской долине колеблется в пределах 90 драмов. Учитывая, что стоимость заготовляемого перерабатывающими предприятиями винограда долгие годы не превышала 110-120 драмов, а также периодические природные катаклизмы, фермерские хозяйства работают практически на нуле. Поэтому разбивать новые виноградники сельчанам невыгодно, выгодно это, причем в исключительных случаях, лишь самим перерабатывающим предприятиям.


АрмИнфо.
 

19.07.2010