Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2010 по делу N А56-33948/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2010 г. по делу N А56-33948/2009



Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛИВИЗ" Рыбакова С.С. (доверенность от 21.07.2009), от Федеральной налоговой службы Мухина А.А. (доверенность от 20.07.2009 N ММ-29-7/234), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Голоса В.Ю. (доверенность от 10.06.2008 N 15-05-01/14927), рассмотрев 13.05.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2009 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-33948/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛИВИЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом состоявшейся замены ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) и Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) по проведению проверки правомерности использования Обществом товарных знаков, а также предписания ФНС от 21.05.2009 N 2-6-06/00258.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2009 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконными действий Управления и ФНС по проведению проверки правомерности использования Обществом товарных знаков. В удовлетворении требования о признании незаконными действий Управления и ФНС по проведению проверки правомерности использования Обществом товарных знаков отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить судебные акты в части признания недействительным предписания ФНС от 21.05.2009 N 2-6-06/00258, принять в обжалуемой части новое решение по делу, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 20 и 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС). Податель жалобы считает, что оспариваемое предписание выдано Обществу в пределах компетенции ФНС в связи с реализацией полномочий на осуществление контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции.
В судебном заседании представители ФНС и Управления поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Управление по результатам внеплановой проверки, проведенной в отношении Общества в октябре 2008 года, выдало заявителю предписание от 24.10.2008 N 21-07/28092 об устранении нарушений условий действия лицензии в порядке статьи 5 Закона N 171-ФЗ.
18.02.2009 ФНС направила в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) запрос о предоставлении сведений о товарных знаках, принадлежащих Обществу, и лицензионных договорах на товарные знаки, заключенных с закрытым акционерным обществом "ЛИВИЗ".
Письмом от 02.03.2009 N 10/31-1470/41 Роспатент направил в ФНС справки на основании сведений из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в отношении товарных знаков "ОХТА", "Синопская", "Пятизвездная".
В период с 17 февраля по 16 апреля 2009 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 17.02.2009 N 04/051 Управлением проведена проверка на предмет выполнения Обществом предписания от 24.10.2008 N 21-07/28092, в результате которой нарушений не установлено (акт проверки организации от 16.04.2009 N 04-19/20).
Учитывая, что Общество осуществляет деятельность, связанную с производством и оборотом алкогольной продукции с использованием товарных знаков, в отношении которых отсутствуют действующие лицензионные договоры с правообладателем, ФНС выдала Обществу предписание от 21.05.2009 N 2-6-06/00258, которым обязала последнее не осуществлять деятельность, связанную с производством и оборотом алкогольной продукции (водки) с использованием товарных знаков "ОХТА", "Синопская", "Пятизвездная" до регистрации дополнительного соглашения к лицензионному договору в Роспатенте, одновременно указав, что в случае невыполнения предписания действие лицензии от 09.06.2006 N Б 095237 будет приостановлено.
Общество оспорило в судебном порядке предписание налогового органа от 21.05.2009 и его действия по проведению проверки правомерности использования Обществом названных товарных знаков.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в полном объеме, указав на незаконность действий налогового органа по проведению проверки в связи с отсутствием у него соответствующих полномочий, оспариваемое предписание признал недействительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии у налоговых органов права на проведение проверки правомерности использования Обществом товарных знаков и, как следствие, на вынесение оспариваемого предписания. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактически налоговыми органами действия по проведению проверки законности использования товарных знаков не осуществлялись, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий Управления и ФНС по проведению проверки правомерности использования Обществом товарных знаков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, а также Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 Положения о ФНС (в редакции, действовавшей в исследуемый период) ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В силу пункта 5 Положения о ФНС (в редакции, действовавшей в исследуемый период) ФНС осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2008 N 111н, исполнение государственной функции возложено на ФНС и управления ФНС по субъектам Российской Федерации.
Государственная функция исполняется в отношении видов деятельности, предусмотренных пунктом 7 Административного регламента, и представляет собой исполнение административных процедур (административных действий), связанных с выдачей (отказом в выдаче), продлением (отказом в продлении) срока действия, переоформлением (отказом в переоформлении), возобновлением (отказом в возобновлении) действия, прекращением действия лицензий, выдачей временного разрешения на право хранения и реализации остатков продукции, рассмотрением перечня видов нового основного технологического оборудования, приостановлением действия лицензии, аннулированием лицензий, ведением государственного реестра (пункт 6 Административного регламента).
В силу пункта 102 Административного регламента на основании информации о нарушениях организацией-заявителем законодательства о государственном регулировании производства и оборота продукции, а также материалов, подтверждающих такие нарушения, представленной органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Закона N 171-ФЗ и при наличии оснований, приведенных в пункте 103 Административного регламента, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии.
В случае наличия в информации о нарушениях законодательства о государственном регулировании производства и оборота продукции, не являющихся основанием для приостановления действия лицензии, но указывающих на нарушение лицензионных требований и условий, ответственным специалистом готовится предписание об устранении нарушений (пункт 106 Административного регламента).
При этом действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Закона N 171-ФЗ, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случаях использования зарегистрированных товарных знаков только после вступления в силу решения суда о незаконности их использования (часть 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о том, что вопрос правомерности использования лицензиатом в своей деятельности товарных знаков не является лицензионным условием, в связи с чем у налоговых органов отсутствуют полномочия на выдачу предписания об устранении нарушений в сфере действия законодательства, регулирующего отношения, связанные с реализацией прав на товарный знак (в том числе и при получении налоговыми органами материалов, подтверждающих такие нарушения).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 299, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также функции по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае не подлежат применению положения части 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, правомерны, поскольку названные правовые нормы регулируют не отношения, связанные с выставлением налоговыми органами предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а представляют собой перечень оснований для приостановления действия лицензии, которые в данном случае отсутствовали.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, вынесенных в результате полного и всестороннего исследования обстоятельств дела с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа


постановил:


решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А56-33948/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.


Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО


Судьи
Л.Б.МУНТЯН
Л.А.САМСОНОВА
 

20.05.2010