Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Контроль нужен, а теневики против

Государственный контроль за производством алкоголя существует практически во всех развитых странах. Но в России идея усиления контролирующей роли государства воспринимается, мягко говоря, без энтузиазма. Хотя потребительский рынок более чем наполовину заполнен суррогатом. Попытки Правительства усилить госконтроль поддерживают легальные производители, а вот нелегальные - воспринимают идею в штыки. Дошло до того, что необходимость установления госмонополии на производство спиртсодержащей продукции вообще поставлена под сомнение на федеральном уровне власти...

В Татарстане, где госмонополия на производство спирта и алкогольной продукции вообще не отменялась, в борьбе против суррогата объединились МВД, Минздрав, Госалкогольинспекция, таможня, управление Роспотребнадзора и ряд других ведомств. На днях их представители рассказали журналистам на брифинге об итогах работы по предупреждению и пресечению производства и реализации в Татарстане контрафактного и суррогатного алкоголя. Используя реальные рычаги контроля и превентивные меры, республике удалось добиться того, что в нашей розничной сети нелегальный оборот контрафакта не превышает одного процента, тогда как в среднем по России этот показатель достигает 65 процентов.

Слух о Татарстане как о регионе, где установлен жесткий административный контроль за поступающим на местные прилавки алкоголе, где не приемлют "шуток" с фальсифицированной продукцией, прошел по всей России. Оптовики в Москве, например, продукцию для Татарстана формируют с особой тщательностью: не дай бог в "казанскую" партию попадет суррогат - хлопот не оберешься.

Контролю качества подвергается не только ввозимая со стороны спиртсодержащая продукция, но и местная, производимая "Татспиртпромом".

"Раз в три месяца наши специалисты выезжают в филиалы "Татспиртпрома" (на сегодняшний день у нас функционирует восемь спиртзаводов) проверять всю техническую цепочку производства, - рассказывает начальник Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. - Делают контрольные отборы с каждой партии продукции, подготовленного для розлива спирта. Со всей ответственностью могу заявить: продукция "Татспиртпрома" - одна из самых качественных в России. Возможно, водка иногда и жестковатая, "невкусная", но это не проблемы качества. Мягкость водки зависит от пшеницы, на вкус которой в свою очередь влияют климатические факторы, время снятия урожая...

Качество местной водки, судя по всему, татарстанских потребителей в целом устраивает. Коммерческий директор подразделения "Татспиртпрома" - "Алкоторг" Надир Каштанов утверждает, что удается реализовать 98 процентов производимой у нас алкогольной продукции.

Почему по примеру Татарстана госмонополия не приживается в масштабах России?

"Ни для кого не секрет, - говорит Игорь Марченко, - что большая часть ликеро-водочных и спиртзаводов была приватизирована людьми, находящимися у власти. Именно они и являются противниками госмонополии. В прошлом году была создана Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, которой было дано задание разработать законопроект о госмонополии на производство спирта, но уже прошла половина 2010 года, а документа так и нет".

Игорь Марченко вполне допускает, что скоро от идеи госмонополии в рамках стратегии развития страны и вовсе откажутся, но надеется, что усовершенствуется хотя бы порядок контроля за производством, ведь существующий - не позволяет полностью легализовать алкогольный рынок в стране.

Правда, Федеральная служба официально зафиксировала минимальную розничную цену на водку. С 1 января этого года минимальная цена поллитровки установлена в размере 89 рублей. Приведет ли это к ограничению реализации нелегальной водки в России? Об этом говорить пока рано.

Еще один рычаг регулирования - ЕГАИС. Напомним, в рамках реформы алкогольного рынка в России задействована система автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. На каждом предприятии отрасли должны регистрировать объем выпущенной продукции и направлять эту информацию на сервер Федеральной налоговой службы. Зарегистрированная продукция получает акцизные марки, подтверждающие ее легальность. Но сегодня, по мнению начальника Госалкогольинспекции РТ, и эта система требует совершенствования.

"Проблема в том, что зачастую происходит "зазеркаливание" марок: определенный объем алкогольной продукции фиксируется в ЕГАИС под одним номером, а реальная реализация раз в десять больше, - говорит Игорь Марченко. - "Клонированный" алкоголь одновременно отправляется в разные точки страны: часть с настоящими марками, часть - с фальшивыми".

По словам начальника отдела МинпромторгаТатьяны Федоровой, этим чаще злоупотребляют заводы, расположенные на Северном Кавказе: "Порой доходит до абсурда: вагон водки проходит за одни сутки путь из Северной Осетии в Москву, из Москвы - во Владивосток, из Владивостока - в Санкт-Петербург, а оттуда, к примеру, - в Казань. Понятно, что это просто физически невозможно".

По мнению Игоря Марченко, фиксация параллельно одних и тех же номеров станет невозможна, если к системе ЕГАИС подключить и субъекты розничной торговли. В этом случае можно будет отследить не только отгрузку продукции с завода, но и реализацию.

Татарстан по-своему подстраховался от пробелов ЕГАИС, введя в обязательную проверку качества ввозимого в республику алкоголя. Это принесло положительные результаты. Однако такие меры дополнительного контроля Союз производителей алкогольной продукции расценил как региональный сепаратизм. Теперь, говорит заместитель начальника Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов, эта дополнительная проверка проводится в добровольном порядке, так что о каких-либо ограничениях речи нет. Но то, что эти меры далеко не излишни, подтверждает даже наша благополучная относительно общероссийской статистика алкогольных отравлений, озвученная на брифинге.

Так, в начале года определенными силами были предприняты меры, препятствующие дополнительной проверке качества ввозимого в республику спиртного, и число алкогольных отравлений в Татарстане увеличилось на 7,4 процента (1057 случаев, около ста из них закончились смертельным исходом). По данным Госалкогольинспекции, только за полгода из оптово-розничной сети изъято 2783 литра алкогольной продукции, не соответствующей требованиям к ее качеству. Уже на подступах к республике удалось задержать сотни литров суррогата доставляемого к нам из Самарской, Нижегородской, Оренбургской, Ульяновской областей и Марий Эл. А сколько еще суррогата не попало в поле зрения татарстанских контролеров?

Отдельно взятый регион не может существовать вне государства. Проблема алкогольных суррогатов должна решаться в федеральном масштабе. Заместитель председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Хайруллин согласен, что для исправления ситуации нужно если не устранить, то хотя бы уменьшить влияние теневого бизнеса, позиции которого в России весьма прочны. "Сегодня в экономической сфере культивируется политика либеральной экономики, предполагающая равенство возможностей, - говорит парламентарий. - Так что усиление влияния государства на бизнес тут же трактуется как ущемление. С другой стороны, усиление роли государства означает укрепление позиций чиновников, что автоматически влечет развитие коррупции. Вот и получается, что государство само себя вогнало в замкнутый круг".

Выбросит ли власть белый флаг в этой ситуации или даст решительный бой суррогатному алкоголю, который становится для России национальным бедствием? Вопрос остается открытым.

Газета "Республика Татарстан".
 

16.07.2010