Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
«На пивном рынке поменялись правила игры». Интервью с президентом пивоваренной компании «Балтика» Антоном Артемьевым

Российский пивной рынок переживает последствия шока от трехкратного увеличения акцизов на свою продукцию с начала этого года. Подсчитав упущенную прибыль и смирившись с нынешними правилами игры, пивовары пытаются не допустить дальнейшего их ужесточения. О том, как антиалкогольная политика государства отразилась на отрасли и как участники рынка намерены действовать в принципиально новых для отрасли обстоятельствах, корреспонденту РБК daily ДЕНИСУ ПУЗЫРЕВУ рассказал президент пивоваренной компании «Балтика» АНТОН АРТЕМЬЕВ.

— Практически все участники рынка, как алкогольного, так и пивного, в целом поддер­живают антиалкогольную кампанию, объявленную правительством. Однако методы борьбы с алкоголизацией населения, которые предлагает правительство, встречают не столь единодушное одобрение...

— Действительно, целый ряд решений, направленных на снижение потребления алкогольных напитков, уже приняты. Какие-то меры мы считаем правильными и оправданными, но некоторые из предложений кажутся нам недостаточно сбалансированными. Это касается, например, трехкратного увеличения акциза на пиво в этом году. На наш взгляд, это чересчур резкое повышение, которое оказалось очень тяжелым для всей отрасли. Это привело к существенному изменению правил игры на рынке — сокращению объемов производства, выпадению производственных мощностей, потере рабочих мест, влиянию на экономические показатели смежных отраслей — сельского хозяйства, торговли, поставщиков комплектующих.

В первом квартале падение производства пива в России составило 19%, падение потребления — 12%. Это серьезные цифры для отрасли. На наш взгляд, повышение акцизов должно быть более плавным, постепенным. Тем более что повышение акциза на водку в этом году составило лишь 10%, что негативным образом повлияло на наметившийся в последние годы позитивный тренд изменения структуры потребления алкогольных напитков в России с увеличением доли пива и снижением доли крепкого алкоголя. Сейчас этот тренд может развернуться в обратную сторону.

— Однако в обществе сегодня серьезно обсуждается как раз проблема так называемого пивного алкоголизма, и именно пиво называется основной движущей силой алкоголизации населения, и особенно молодежи...

— Проблема потребления алкоголя в России заключается отнюдь не в пиве: если пересчитывать на чистый спирт, то доля пива в общем потреблении составит лишь 20%, еще 10% приходятся на вина и другие некрепкие напитки и 70% составляет крепкий алкоголь. Если мы посмотрим на Европу, там дела обстоят наоборот: порядка 70% потребления чистого алкоголя приходится на пиво. Европа тоже не сразу пришла к подобной модели потребления алкогольных напитков. Там тоже был период, когда крепкий алкоголь превалировал в структуре потребления. Нынешнее положение дел в Европе стало возможно благодаря гибкой политике властей. Мы должны использовать этот опыт.

Конечно, есть моменты, которые не по душе и самим пивоварам. Мы считаем вполне обоснованным желание государства оградить подростков от потребления пива. Определенных мер по регулированию требуют и розничные нормы продажи нашей продукции. Но при этом надо иметь в виду, что регулирующие меры должны быть продуманными и учитывать тот факт, что сегодня пиво в обороте пищевой продукции в киосках составляет 40%, и если мы разом убьем продажи пива, то это может привести к негативному влиянию на экономический образ жизни большого количества людей.

— Какие из антиалкогольных мер правительства, на ваш взгляд, себя оправдали?

— Положительным решением было введение минимальной цены на водку на уровне 89 руб., хотя, на наш взгляд, минимальная цена в 100 руб. и более была бы более объективной и обоснованной. Мы уже видим положительный эффект от введения подобной меры. Мы также поддерживаем предложения по увеличению акцизных ставок на алкоголь крепче 9%, которые озвучивал Минфин.

— Пивовары до последнего боролись против приравнивания пива к прочему алкоголю, на чем настаивало Росалкогольрегулирование. Почему перспектива включения пивоваренной продукции в текст действующего ФЗ-171 о регулировании алкогольного рынка воспринималась в индустрии столь негативно?

— Во всем мире действует практика отдельного регулирования рынка пива и алкогольной продукции. Если пивоваренную продукцию полностью приравняют к остальному алкоголю, это приведет к уменьшению доли пива в структуре потребления алкогольных напитков, что противоречит целям объявленной государством антиалкогольной политики. Мы уверены, что регулирование пивного рынка в России может вполне осуществляться в рамках ФЗ-11, который регулирует оборот и потребление пива.

— Многие эксперты сомневаются, что кардинально изменить структуру потребления алкоголя в России в пользу вина и пива можно путем существенного повышения цен на водку. Каким образом можно переключить русского человека с традиционной водки на то же вино?

— Точно такие же сомнения в свое время испытывали и в Скандинавии, и в Польше, и в Прибалтике, где структура потребления алкоголя также была с водочным уклоном. Сегодня в Прибалтике потребление пива превосходит средние показатели по Европе. Изменение структуры потребления алкоголя населением произошло безболезненно и на наших глазах. Их пример показывает, что постепенно, путем разумного регулирования, создания более благоприятной среды для культурного потребления пива путем развития сети ресторанов, пабов, кафе, этот вопрос решался.

— Но есть опасения, что повышение цен на легальную водку неминуемо приведет к росту нелегального рынка крепкого алкоголя...

— Действительно, часто приходится слышать, что государство не в силах бороться с нелегальным алкогольным рынком. Я в это не верю. На мой взгляд, это вопрос политической воли. Во всех цивилизованных странах проблемы нелегального алкоголя нет. Что же, у нас государство слабее, чем в этих странах? Если наши государственные органы, которым поручена борьба с нелегальным алкоголем, говорят, что они не знают, где он производится и продается, то они, скорее всего, лукавят.

— В конце прошлого года «Балтика» немного снизила долю рынка, позволив приблизиться к себе конкурентам. В 2010 году потерянный процент удалось отыграть. Что вы намерены делать, чтобы оставаться лидером рынка?

— Мы никогда не ставим перед собой задачу просто удержать завоеванные позиции. Мы всегда стремимся только упрочить наше лидерство на рынке. Разумеется, могут быть и отдельные отступления, временные снижения доли на рынке. В конце прошлого и начале этого года «Балтика» действительно испытала временное падение доли рынка, что было обусловлено целым рядом причин. Мы готовы к конкурент­ной борьбе и будем тратить на это столько, сколько потребуется. Во время кризиса наш маркетинговый бюджет несколько сократился, но наша «доля голоса» в медийных каналах, тем не менее, не изменилась.

— Какие тренды сейчас актуальны на пивном рынке?

— Сейчас все серьезные игроки будут особенно тщательно улавливать тенденции смещения, изменения или усиления каких-то потребительских предпочтений. Одна из этих тенденций — выпуск продуктов, ориентированных на женщин, таких как наш напиток Eve. Уверен, что рано или поздно и на наш рынок придет тенденция, связанная с интересом потребителя к более здоровым и менее калорийным напиткам, более легким и менее горьким. Все игроки будут стремиться уловить актуальные тенденции. Мы в нынешней ситуации сознательно развиваем наш непивной портфель — мы давно хотели производить минеральную воду, попробовать себя в квасе, безалкогольных напитках, сейчас наладили выпуск сидра. В некотором смысле падение пивного рынка развязало нам руки, позволило более тщательно заняться непивными брендами.

— Несколько лет назад «Балтика» заявляла, что хочет стать всемирно известным международным брендом. Насколько ваша экспортная программа оправдала ожидания?

— Мы развиваем нашу экспорт­ную программу очень точечно. Мы выбираем рынки и регионы, где наше присутствие будет эффективным и экономически оправданным. Мы присутствуем в отдельных регионах США, в отдельных регионах Австралии, Англии, Испании, есть и страны, которые мы покрываем целиком, — это в первую очередь страны ближнего зарубежья.

Мы индивидуально подходим к каждому рынку и ставим задачу занять заметное место наряду с крупнейшими международными марками.
 
РБК Daily
06.07.2010