Четверг, 28 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Ситуация стабилизируется

Производство крепких напитков практически сравнялось с потреблением. Производители радуются — нелегальной водки стало меньше

Предварительные итоги первого полугодия для алтайского алкогольного рынка положительны. Меры по ужесточению контроля за оборотом алкогольной продукции, принятые в прошлом и позапрошлом годах, стали давать результаты, главный из которых — уменьшение показателей нелегального оборота. По мнению Владимира Вагнера, генерального директора Корпорации «Алтайспиртпром», положительным моментом является то, что край сегодня может полностью обеспечить себя алкоголем. Правда, нерешенной остается задача создания бренда, который мог бы представлять край на федеральном уровне.

Нелегалам путь закрыт

— Владимир Анатольевич, какие, на ваш взгляд, главные изменения произошли на алкогольном рынке в 2010 году?

— По нашим оценкам, ситуация на алкогольном рынке сегодня стабилизируется. Есть, безусловно, положительные моменты, хотя в 2010?й год вся алкогольная отрасль вступила со снижением показателей производства продукции. В первом квартале наблюдалось, на мой взгляд, две тенденции. С одной стороны, снизились объемы розничной продажи алкогольной продукции из-за падения покупательского спроса и роста цен на алкоголь. В рознице водки по 40–60 рублей уже нет, а по 89 рублей (минимальная цена, установленная в прошлом году) ее покупают не так активно, как раньше. С другой стороны, увеличиваются объемы ее производства. В результате этих процессов разрыв между производством и потреблением фактически сократился в два раза — мы производим сегодня почти столько же, сколько выпиваем. В прошлом году цифры были другие: объемы производства были меньше, чем объемы потребления, при этом 50 процентов алкоголя на рынке имело нелегальное происхождение и сомнительное качество. Сегодня, по нашим оценкам, доля нелегального алкоголя на рынке снизилась до 20 процентов, а его производство сократилось в два раза только за первый квартал этого года.

Это стало главным и видимым результатом работы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которая ограничила работу «недобросовестных» предприятий, во-первых, путем отзыва лицензий, во-вторых — отказом в выдаче акцизных марок при наличии задолженности по акцизным сборам.

— Установление минимальной розничной цены на напитки крепостью свыше 28 градусов с 1 июня тоже было подспорьем в борьбе с нелегальным производством?

— Да, эта мера логична, хотя и здесь не обошлось без серьезных недоработок. На момент установления минимальной цены на водку не учли, что в так называемом низкоценовом сегменте, кроме водки, есть еще настойки. Поскольку цена на этот продукт не была отрегулирована, некоторые участники рынка стали продавать под видом настоек ту же водку с добавлением ароматизаторов. Это создало предпосылки для недобросовестной конкуренции, хотя этот период, к счастью, был недолгим, и воспользоваться ситуацией производители и оптовики просто не успели. С 1 июня 2010 года минимальная цена в рознице установлена, помимо водки, на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию свыше 28 градусов.

— На водку и настойки цены установлены. У недобросовестных производителей осталась какая-то лазейка?

— Я думаю, нет. Коньяки и другие крепкие напитки просто не могут быть включены в водочный ценовой сегмент, поскольку их себестоимость значительно выше.

— Розницу в ценах ограничили. А введение минимальной цены для оптовиков актуально?

— Эта мера нужна, только если у оптовика есть остатки продукции, закупленной по прежним ценам. Если розница будет соблюдать установленную минимальную цену, то нет смысла устанавливать ее для оптовиков. Отпускная цена на уровне уже 80 рублей за пол-литровую бутылку водки для оптовика — это работа без прибыли. Отдавать по такой цене водку в розницу можно только при условии, если следом за ней реализуются коньяк, вино, элитный алкоголь, на которых зарабатывается 40 процентов прибыли. А в целом минимальная розничная цена на водку сегодня держится, если можно так сказать, «на пределе», поскольку ее размер определялся еще в прошлом году. Сегодня в связи с возросшими издержками, в том числе повышением акцизных платежей, стоимость бутылки водки должна быть не ниже 90–95 рублей. Но кто запрещает рознице устанавливать такие цены? Никто. Главное, она должна быть не ниже 89 рублей.

Призвали к порядку

— Давайте поговорим о региональных производителях. Как вы оцениваете ситуацию с выпуском крепкого алкоголя на Алтае?

— К сожалению, ситуация в последние годы для производителей была неблагоприятная. Отсутствие системы государственной защиты рынка, открытость нашего региона для чужой продукции привели к тому, что в прошлом году на рынке края было только 40 процентов водки собственного производства, остальное — привозная, при том что несколько лет назад наши производители занимали более 90 процентов рынка

— Своих мощностей не хватает закрыть потребности?

— Производственных мощностей у нас в крае достаточно. Есть СТС, «Тейси», Иткульский спиртзавод, без полной загрузки работают Каменский ликеро-водочный завод, Змеиногорский винноводочный завод. Проблема в том, что наша продукция просто не могла конкурировать с той, что произведена за пределами Алтайского края. Привозная водка поставлялась в розницу по 40 рублей, а у нас на заводах отпускная цена составляла 69 рублей, сегодня — 75 рублей. Ни о какой цивилизованной конкуренции в этой ситуации, естественно, речи не шло. Прошлый год в этом отношении был особенно тяжелым. Постепенно ситуация исправляется. У оптовиков водки дешевле 70 рублей уже нет — это говорит об изменении порядка на рынке.

Установление минимальной цены на водку в рознице — также шаг в интересах производителей алкогольной продукции.

— Барнаульский ликеро-водочный завод мы потеряли окончательно?

— Пока однозначно ситуацию оценить сложно. Выкупившая производственные мощности компания уверяла, что производство будет осуществляться на прежнем уровне. Но, к сожалению, сегодня создается ощущение, что предприятие выкуплено для распродажи. Более реальным выглядит восстановление производства на Бийском спиртовом заводе. Новый собственник уже предпринял определенные шаги в этом направлении, например приобретена новая линия по производству водки.

В любом случае, можно сказать совершенно определенно: дефицита алкогольной продукции в крае нет, даже несмотря на сложную ситуацию с упомянутыми предприятиями.

Без бренда

— Ассортиментную линейку в связи со снижением спроса менять не стоит?

— Необходимо менять подход к ассортиментной политике и вопросу представительства алтайских производителей на краевом и российском рынке. В последние годы мы, к сожалению, не смогли создать ни одного алтайского водочного бренда в средней ценовой категории (в пределах 140 рублей), конкурентоспособного в отношении завозной продукции, и вложить достаточно средств в его продвижение. За это время «Пять озер» и «Зеленая марка» при неплохом качестве, низкой цене и активном маркетинге стали самыми популярными и покупаемыми марками. Так и получилось, что в Алтайском крае с его богатейшими традициями производства качественной водки, самый продаваемый бренд премиум-класса — «Белуга» (Мариинск), самые продаваемые экономбренды — «Пять озер» (Омск) и «Зеленая марка» (Новосибирск).

Наши водки традиционно хороши качеством, но им, безусловно, не хватает продвижения. Я это оцениваю как минус наших производителей, которые не смогли, во-первых, спозиционировать свои бренды как общероссийские, во-вторых, сделать их доступными на региональным уровне.

Сейчас нами предпринимаются шаги для исправления сложившейся ситуации. На Змеиногорском винно-водочном заводе мы выпускаем водки «Алтайская», «Алтайское золото» и «Наше золото», которые уже получили высшие награды и многочисленные положительные отзывы на российских и международных выставках. Также мы активно работаем над вхождением с этими брендами в крупнейшие торговые сети. Но в любом случае, по нашим расчетам, на завоевание рынка потребуется не менее двух лет.

Матвей Эргардт
Журнал "Эксперт".
 

05.07.2010