Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Каждый второй москвич пьёт водку только московского розлива

Минфин предложил уже в следующем году увеличить ставку акциза на алкоголь до 330 рублей

Охота на зеленого змия продолжается. Дешевле 89 рублей за поллитровку его уже не купить. Все чаще на водочных ценниках в магазинах рисуют цифру 100 рублей и больше.

На днях Минфин РФ предложил пакет поправок в Налоговый кодекс. Их авторы предлагают уже в нынешнем, 2010 году увеличить ставку акциза на алкоголь в полтора раза.

Со спиртных напитков крепостью более 9 градусов будут взимать 330 рублей за литр безводного спирта (сейчас 210 рублей). В 2013 году планку акциза планируется довести до 650 рублей. Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции, председатель экспертного Совета по вопросам госрегулирования производства и оборота алкоголя при Комитете Госдумы по экономической политике, считает, что эта инициатива приведет к повышению минимальной цены на водку с нынешних 89 до 150 рублей за поллитра. То есть почти вдвое. Более того, в 2012 году водка может подорожать до 200 рублей за пол-литра. Это означает, что уже в ближайшие месяцы многие москвичи (а уж россияне за МКАД тем более) будут только любоваться на водочные витрины, не смея прикоснуться к кошельку. Хорошо это или плохо?

– Мы теперь реально получим нелегальную водку, которая будет производиться в реально нелегальных условиях и реализовываться реально новой системой розничных продаж через частных лиц, – режет правду-матку в глаза правительству и общественности Вадим Дробиз, эксперт алкогольного рынка и руководитель Центра по исследованию алкоголя ЦИФРРА. – Если чиновники решили таким образом перевести народ на вино и пиво, то надо их огорчить – быстро только кошки плодятся. У нас привыкли делать все нахрапом. А тут так нельзя. Мы лишаем абсолютно большую часть населения и так не самого дешевого алкоголя. Для 40–50 миллионов очень бедных в Америке есть водка по 4–5 долларов. Для бедных в Германии есть водка по 4–5 евро. Это относительно наших с ними минимальных и средних зарплат, примерно те же 30–40 рублей, на которые наш бедный может купить только суррогат. При принятии Минфином этой программы я предлагаю распустить РАР и РСП уже в конце 2010 года. Они будут не нужны.

Так и хочется воскликнуть: "Осторожнее, железная лапа! Это все-таки люди. Чиновники стараются не ради себя лично, а общества ради". Что такое "водка для бедных", о которой печется известный эксперт, и что за "бедных" имеет он в виду? Если проанализировать контингент потребителей водки в нашей стране, то он не так велик. Примерно половину общества, то есть 70 миллионов человек (на самом деле больше), составляют женщины. Они водку в большинстве своем не пьют. Если и употребляют, то от случая к случаю, и для них рост цены с 89 до 150 рублей ударом по кошельку точно не будет.

Мужская половина населения смело делится пополам на пьющих и не пьющих совсем, то есть детей, просто трезвенников, любителей вина и пива. Еще 35 миллионов придвигаем к тем, кто от повышения стоимости водки абсолютно не пострадает. Если учесть, что в стране около 10–15 процентов (то есть 14–20 миллионов человек) населения спокойно расстанутся с полутора сотнями рублей, то "в обиде" могут остаться лишь 15 миллионов россиян. Примерно 10 процентов населения, которым бутылка "купляной" водки, как говорят на Брянщине, не по карману. Приглядимся и к этим жертвам зеленого змия.

Они действительно жертвы. Еще с 1985 года, когда в СССР (а в основном в России) насчитывали больше 15 миллионов алкоголиков разной степени упитости. Не будем сгущать краски и остановимся на официальной цифре в 4–6 миллионов. Этим парням никогда не хватало на легальную водку, и они всю несознательную жизни пили, в лучшем случае самогон и винную бормотуху, а в худшем – аптечные препараты и всякую химию. Им суета вокруг цены на легальный алкоголь, как говорит молодежь, "по барабану". Из оставшихся десяти миллионов поклонников Бахуса примерно половина живут вскладчину (я регулярно отстегиваю в их общий котел от 10 рублей до сотни, не надеясь получить взятое "взаймы до получки"). Эти парни как "доили" общественность, так и будут ее "доить", не находя денег на хлеб, но изыскивая на бутылку. Оставшиеся пять миллионов любителей в 40-градусную жару принять сто граммов "для сугрева" получают, как правило, свою бутылку не рублем, а трудом – вспашкой огородов, мелкими услугами (в Москве ремонтами кранов, лоджий, квартир и так далее).

Пострадают ли они от нового скачка цен на водку? Сомнительно. Ведь соседка за услугу нальет те же традиционные сто граммов.

Так неужели Вадим Дробиз не прав в своих опасениях? Почему же? С каждым подорожанием водки увеличивается объем самогоноварения в провинции (да и в столице тоже). Приходят вести о том, что пьющие люди начинают ориентироваться на "свою водку", то есть спиртное, которое производят в регионах. Оно изза отсутствия транспортных и прочих разгрузочно-погрузочных расходов дешевле привозного алкоголя. Многие москвичи – многолетние поклонники одной и той же марки водки. Каждый второй горожанин, по опросам "Вечерки", поступает именно так. Надо согласиться и с мыслью о том, что в деле отрезвления народа не стоит спешить, шарахаться.

Известно ведь, что прекрасное по своим целям постановление 1985 года было загублено не потому, что его не принял народ, а потому что партийные чиновники спешили тупо выслужиться перед вышестоящим начальством.

Что касается борьбы с продажей нелегального (но качественного) алкоголя, реализацией суррогатов, то тут дело не в цене спиртного. Всегда найдутся негодяи, готовые заработать на человеческом горе. Даже если водку будут продавать по 2 рубля 87 копеек, как в старые добрые времена, то они будут подсовывать бурду по рублю.

– Это будет реальное убийство российского легального водочного рынка! – восклицает Вадим Дробиз. – В результате наша самая дешевая водка (если считать по зарплатам) будет в 2–3 раза дороже западноевропейской. Рынок водки сократится почти в 4 раза! Он будет меньше американского и украинского.

Осторожнее! Это не тот сектор рынка, где мы должны кого-то догонять и перегонять. У нас сейчас в дефиците не любители "беленькой", а трезвые и работящие мужики. Пора их пожалеть – всетаки не мед пьют…



www.vmdaily.ru
 

30.06.2010