Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Алкогольное цунами уже у берега

Алкоголизм, который в России считают не просто социальным заболеванием, а национальной бедой, разоряет бюджет не только многих семей, но и государства в целом. С недавних пор в нашей стране по примеру Запада стали подсчитывать, во сколько то или иное заболевание обходится казне. Так вот, в России в числе самых «дорогих» недугов – именно алкоголизм, поглощающий ежегодно более 600 миллиардов рублей.



При этом прямые затраты – лечение самого заболевания в наркологических клиниках и клинически значимых последствий – составляют примерно 5–6 миллиардов рублей в год. Большая часть расходов – косвенные: безработица, потеря работоспособности, забота о социальных сиротах, дорожно-транспортные происшествия, врождённые аномалии у детей и прочее – всё это результаты или осложнения основного заболевания – алкоголизма.



На сегодняшний день в России от алкогольной зависимости и сопутствующих заболеваний лечатся 2,7 миллиона человек. По данным Минздравсоцразвития России, в основном это лица трудоспособного возраста 20–39 лет (37 процентов больных), и 40–59 лет (54 процента). В последние годы резко увеличивается число больных алкоголизмом в сельской местности. До 25 тысяч человек умирают ежегодно от употребления суррогатов. Печальную статистику дополняют большое количество разводов по причине пьянства, а также растущее число детей с врождёнными аномалиями родителей-алкоголиков. Положительная динамика заболевания доказывает, что не справляются с этой бедой не только врачи.

цифры

2 млрд человек в мире употребляют алкоголь

4,4 литра чистого спирта в год выпивает каждый житель планеты старше 15 лет

9,5 литра алкоголя в год – «норматив» среднестатистического европейца

6,7 литра горячительного ежегодно потребляет в среднем каждый американец

0,7 литра алкогольных напитков – ежегодный предел для представителя Юго-Восточной Азии

0,3 литра спиртного за 12 месяцев позволяет себе выпить житель Восточного Средиземноморья

11 месяцев жизни мужчин и 4 месяца жизни женщин уносит каждый литр алкоголя, выпитый сверх ежегодной планки в 8 литров, и так считающейся крайне опасной для здоровья

3,8 процента от общего числа смертей в мире связано с алкоголем

5-е место по смертности занимает алкоголизм из 26 факторов риска, по данным Всемирной организации здравоохранения

Многие нормативы работы наркологической службы принимались ещё в советское время и до сих пор не обновлены. Практически вне правового поля находится профилактическая работа. В серьёзном реформировании нуждается и государственная наркологическая служба России. Сегодня полномочия по организации наркологической помощи разграничены между различными уровнями власти по вертикали. На протяжении последних пяти лет издан целый ряд нормативных правовых актов, которые по сути носят рекомендательный характер. Нет единых стандартов лечения и реабилитации. Ежегодно сокращается количество наркологических диспансеров. Во многих регионах наблюдается дефицит специалистов, особенно в сельской местности, в то время как число психиатров-наркологов вот уже два года остаётся неизменно низким.

Недавнее заседание Общественной комиссии при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, на котором обсуждалась проблема профилактики и лечения алкоголизма в России, показало, что вопросов, равно как и предложений, у специалистов накопилось много. Время проведения заседания совпало с подготовкой Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению специальной антиалкогольной концепции. О ней рассказала председатель комитета Валентина Петренко. Для этой работы крайне важно, по её словам, учесть мнения учёных, представителей субъектов Федерации, врачей-наркологов.

Мировой опыт и наука доказывают, что независимо от экономической ситуации и политического строя примерно два процента населения любой страны, где свободно продаются спиртные напитки, будет страдать алкоголизмом. Эти больные самостоятельно обращаются за медицинской помощью, осознавая свой недуг. Ещё пять процентов населения не пьёт алкоголь вообще. Так будет, какой бы внушительной ни была одновременно реклама и алкоголя, и пропаганда здорового образа жизни. Ещё примерно на 50–60 процентов населения приходится по два литра спирта в год. Эта часть граждан пьёт умеренно, зная, когда и как это делать. Наибольшую опасность таит в себе «теневой» алкоголизм, выявить который, а уж тем более вылечить, почти невозможно. Ему подвержены 30–40 процентов населения страны, злоупотребляющие спиртными напитками. При этом они находятся вне поля зрения врачей, не обращаются за помощью. Вот на эту группу риска и стоит обратить пристальное внимание, считает директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн. Любая профилактика алкоголизма, по его словам, состоит из нескольких направлений работы. Первое под силу реализовать только государству посредством нормативных решений. Речь идёт о регулировании рынка алкогольной продукции, контроле качества, ценовой политике. Давно пора приравнять пиво к алкоголю, а также увязать цену на напитки с количеством содержащихся в них градусов. Второе направление – выявление групп риска и прицельная работа с ними – непосредственная задача врачей. В этом вопросе они значительно преуспели в последние годы. «Мы знаем, что говорить людям, как их убеждать и лечить», – заверил профессор. Он привёл в пример опыт работы в одном из столичных вузов. Уровень алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся за год активной профилактической работы там удалось снизить с 15 до двух процентов. Проблема в том, что применить современные методики на практике весьма сложно. Ведь получить доступ на предприятия, в организации, то есть в любой организованный коллектив, где группа риска может достигать 30–40 процентов, практически нереально. Более того, выявленное пристрастие к алкоголю, как правило, тут же влечёт увольнение сотрудника. Это в корне неверная политика, считают эксперты-наркологи. Почему бы не последовать примеру США, где уже не первый год действует закон «О профилактике употребления психоактивных веществ на рабочих местах». Работодатель, профсоюзы и сам сотрудник подписывают контракт, состоящий из трёх пунктов: сотрудник обязуется не употреблять на рабочем месте психоактивные вещества, в том числе алкоголь; работодатель имеет право направить сотрудника на обследование; если подозрения подтверждаются, сотрудник сохраняет работу, но обязуется пройти курс лечения и реабилитации.

Как оказалось, представители бизнеса готовы объявить пьянству бой. Об этом заявил Александр Кручинин, директор департамента охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды одной из нефтегазовых компаний. У него оказалось своё видение проблемы борьбы с пагубными привычками среди сотрудников. Он согласился с Евгением Брюном, что руководство компании должно гарантировать сохранение за сотрудником рабочего места в случае, если он пройдёт курс лечения или реабилитации. Но следует запретить продажу алкогольных напитков в непосредственной близости к производственным объектам, позволить руководству компаний определять перечень работников, профессий и должностей, которые в обязательном порядке нужно проверять на алкоголь. Кроме того, сотрудники медучреждений должны указывать предположительное время, когда сотрудник употребил алкоголь, указывать, было ли это в рабочее время или позже.

Особая группа риска скрытого алкоголизма – водители. Для тех, кто пойман нетрезвым за рулём, никаких поблажек быть не должно, считает Евгений Брюн. Ежегодно, по его словам, в Москве останавливают 25 тысяч пьяных водителей, ещё примерно 2,5 тысячи – с подтверждённым наличием наркотиков в крови. Их лишают прав, но не пагубной привычки. Закон не обязывает пройти их курс лечения, прежде чем вновь сесть за руль. В результате в поле зрения специалистов эти больные не попадают.

Что же касается профилактики, то жёсткие репрессии и тотальные запреты должны уйти в прошлое. Так считает директор фонда «Здоровая Россия» Елена Дмитриева. «Мало сказать: «Не пейте, не курите! Это вредно!» Как показывает опыт, подобная информационная атака не даст значительного результата. Убедить она сможет не более пяти процентов адресатов», – заметила она. Более того, активная рекламная кампания минувших лет сделала своё дело. Употребление алкоголя, судя по социологическим опросам, считается нормой прежде всего среди молодёжи, а вот полный отказ от него – уже некая аномалия. Нужно создавать новые коммуникационные программы, адресно работать с теми, чьё отношение к алкоголю мы хотим изменить в первую очередь, – с родителями, подростками, беременными женщинами.

Интересно, что, по мнению Всемирной организации здравоохранения, есть безопасные дозы алкоголя. Допустимыми являются восемь литров на душу населения в год, то есть две алкогольные единицы в день. Переводя цифры в напитки, это 50 мл крепких алкогольных напитков (водки, виски, коньяка), 150 мл вина или 250 мл пива. Вот только остановиться на этом мало кто в состоянии. Культура пития в России едва ли способствует сохранению здоровья нации. Как заметил один из участников встречи, выпустив на рынок алкоголь, мы забыли дать к нему инструкцию.
 
Парламентская газета
25.06.2010