Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Водкопровод

Минфин хочет повысить налоги на водку, сигареты и нефть – но борьба с вредными привычками будет трудной.

Министр финансов Алексей Кудрин на минувшей неделе отвоевал у куратора ТЭК Игоря Сечина $11 млрд. Эта сумма пополнит бюджет в ближайшие три года благодаря сокращению налоговых льгот для нефтяных месторождений Восточной Сибири. Дело не в том, что Сечин потерял свои аппаратные позиции. Просто государству категорически не хватает денег.

Правительство верстает очередной бюджет. В начале июня было принято решение, казалось бы упростившее задачу. Минфин согласился увеличить прогноз цен на нефть в 2011 году с $70 до $75 за баррель. Это сразу же добавило в доходы 310 млрд рублей. Но заявок на новые расходы все равно поступило через край: от повышения расходов на оборону до субсидий дизельным электростанциям Якутии—это «всего» 3,3 млрд рублей. Нужны еще деньги, и в Минфине придумали, где их взять. «Мы разработали меню,—рассказывает чиновник министерства.—Можно из него ничего не выбирать, но тогда не стоит предлагать новых расходов». В меню 14 пунктов, принятие всех может принести бюджету только в 2011 году до 450 млрд рублей.
Окончательный заказ, по сведениям Newsweek, будет сделан на совещании у премьера в середине июля. Большинство найденных Минфином источников денег можно разделить на две группы: вредные привычки и добыча полезных ископаемых. В прошлом году, когда денег бюджету тоже не хватало, с подачи Минфина подняли акцизы на пиво, бензин и сигареты. А вот водку тогда тронуть не решились. Произошел перекос—правительство подняло акцизы на некрепкие спиртные напитки, тем самым стимулируя покупать водку, сетует президент пивоваренной компании Carlsberg A/S Йорген Буль Расмуссен, хотя в России и так 70% рынка алкоголя составляют крепкие спиртные напитки.
Теперь Минфин предлагает, чтобы пол-литровая бутылка водки дорожала ежегодно на 30%—к 2013 году ее минимальная цена должна по плану вырасти с 89 до 200 рублей. Цены на сигареты будут расти в том же темпе, вчетверо стремительнее инфляции. «Мы считаем, что повышение пошлин на водку и табак—это не только удовольствие для бюджета, но и часть кампании по борьбе за здоровье граждан»,—говорит чиновник Минфина. Однако противодействие со стороны производителей алкоголя очень велико, признается он. Против выступает и Минэкономразвития, и отраслевое ведомство—Росалкоголь.

«Сейчас 30% рынка нелегальные, но если в следующем году будет такой резкий рост, то доля увеличится до 50%»,—рассказывает представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. России нельзя равняться на Англию и Финляндию—там можно купить либо легальную бутылку, либо никакую, а у российского потребителя, к сожалению, есть выбор. По расчетам Доброва, из-за роста акцизов минимальная цена водки может вырасти уже в следующем году до 150 рублей.

В любом случае на табаке и водке бюджет сможет заработать относительно немного—десятки миллиардов рублей. А вот нефтяники и газовики могут поделиться намного большими суммами—сотнями миллиардов.

Первая победа Минфином одержана: экспортную пошлину нефтяники Восточной Сибири начнут платить уже в этом году—с 1 июля. В минувший четверг об этом официально объявил Игорь Сечин. Право не платить пошлину компании, работающие в этом регионе, прежде всего «Роснефть», получили в начале года. «Кудрина ввели в заблуждение,—вспоминает чиновник Минфина,—ему сказали, что бюджету убытка не будет». Быстро выяснилось, что это не так. Принятое после нескольких месяцев борьбы решение можно считать компромиссом. Месторождения в Восточной Сибири только начинают разрабатывать, к тому же они снабжают сырьем стратегически важный нефтепровод до Тихого океана. Поэтому пошлина будет пусть и не нулевой, но льготной. С 1 июля она, скорее всего, составит $69,9 за тонну—вчетверо ниже обычной.

Дальше будет действовать формула: если нефть стоит $50 за баррель и меньше, то компании освобождаются от пошлин, а с той суммы, что выше, заплатят 45%. Как только рентабельность добычи на месторождении превысит 15%, ставка поднимется до общего уровня.

Правда, этот успех может оказаться последним. Сечин вряд ли легко согласится с другим предложением Минфина—взять с нефтянки дополнительно 137 млрд рублей только за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Еще одно «золотое дно»—пошлины на нефтепродукты. Сейчас с экспорта более дорогих светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо) берется пошлина в 70% экспортной пошлины на нефть, а с дешевых темных (мазут)—37%. Таким образом государство пытается поощрять переработку нефти. На деле, объясняет аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин, существуют множество мелких НПЗ, так называемых «кипятильников» или «самоваров», которые берут нефть, делают легкую перегонку и продают остаток как мазут. Фактически они гонят ту же самую нефть, но по более низкой пошлине. Если предложение Минфина пройдет, то бюджет хотя бы частично наверстает эти потери.

Но и чиновник Минфина признает, что время для такого шага еще не пришло: можно навредить. Если перекрыть экспорт мазута, то заводы сократят производство, и через некоторое время внутренний рынок столкнется с дефицитом бензина. В любом случае в Минэкономразвития подчеркивают, что предложения по увеличению налогов с нефтяников надо рассматривать в рамках изменения всей системы налогообложения отрасли, а за эту работу отвечает Сечин и Минэнерго—им и карты в руки.

На газовом фронте Минфину будет противостоять «Газпром». За одним исключением: ведомство Кудрина предлагает ввести пошлину на экспорт газа в Белоруссию. Это принесет 43 млрд рублей. Формально пошлину заплатит российский монополист, фактически—белорусский потребитель. Газ белорусы покупают для внутреннего потребления, но используют для производства азотных удобрений и электроэнергии, которые потом экспортируют. Применяя подобную логику, Россия с этого года уже ввела экспортную пошлину на большую часть нефти для соседней республики. «Предложение именно фискальное, а не политическое»,—подчеркивает чиновник Минфина. Но именно поэтому судьбу этой идеи невозможно угадать. Москва и Минск могут переиграть отношения буквально за день. Только на минувшей неделе соседи несколько раз ссорились и мирились из-за близкой проблемы—цены российского газа на 2010 год.

«Если вдруг введут пошлины на газ, это будет огромный скандал, с отключением транзита и прочими неприятностями,—предсказывает Виталий Громадин.—Белоруссия и так задолжала “Газпрому”, а с новыми ставками она долго не продержится». Видимо, может произойти размен, рассуждает аналитик Банка Москвы Денис Борисов: украинцам только что разрешили получать газ беспошлинно, на чем бюджет потеряет 90 млрд рублей—кто-то должен этот убыток возместить. Правда, в таком случае логика Москвы будет выглядеть совсем странной: Украина, не входящая в Таможенный союз, от пошлин освобождена, а союзная Белоруссия—платит. Как рассказывает чиновник Минэкономразвития, из всех предложений Минфина его министерство категорически не согласно именно с этим.

Для «Газпрома» же главным раздражителем в который раз стало предложенное Минфином удвоение НДПИ на газ. Довод компании, который до сих пор помогал ей выигрывать,—пока цены на внутреннем рынке регулируются государством, говорить о повышении налога бессмысленно. Придется тут же повышать тарифы. Хотя идея сама по себе здравая, считает Борисов: нефтяные компании обложены данью гораздо сильнее—они отдают государству примерно 60% экспортной выручки, а «Газпром»—около 40%.

Возможно, монополиста заставит раскошелиться отмена другой льготы. Сейчас «Газпром», «Транснефть», ФСК и РЖД не платят налог на имущество с магистральных трубопроводов, ЛЭП и железнодорожных путей. Если льготу отменить, бюджеты регионов сразу заработают 58 млрд рублей. Правда, Минфин и не надеется добиться этого раньше 2012 года. Слишком скандальный вопрос. В РЖД уже посчитали, что выплаты компании в случае отмены льготы в несколько раз превысят чистую прибыль РЖД за 2009 год. В Минэкономразвития убеждены, что в итоге получится перекладывание денег из кармана в карман. Монополии придут в правительство и попросят компенсировать выпадающие расходы или повысить тарифы. Но есть и другой путь—заставить монополистов считать деньги. «Почему все платят налог, а РЖД нет?—задается вопросом чиновник Минфина.—Это приводит к нерациональному использованию имущества, они даже толком не знают, что у них есть». А тут появится стимул избавляться от лишнего. А вот если не получится, то борьбу с бюджетным дефицитом оплатят граждане при покупке билетов на поезд или оплате счетов за газ.

runewsweek.ru
 

23.06.2010