Вторник, 23 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги



«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей




 
Онищенко дождался благодарности Саакашвили

Геннадий Онищенко воспринял как личную благодарность слова президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что российский запрет на ввоз вина заставил виноделов Грузии улучшить качество продукции. Впрочем, главный санитарный врач России, ратующий за введение сухого закона в стране, не спешит с ответной любезностью: эмбарго, введенное в 2006 году, пока остается в силе.

Президент Грузии Михаил Саакашвили на открытии 33-го Всемирного конгресса вина и лозы в Тбилиси фактически поблагодарил Россию за блокаду грузинских вин. «Благодаря эмбарго с каждым днем качество грузинского вина улучшается и появляются новые бренды»,— заявил Саакашвили. Ранее власти Грузии и в первую очередь Саакашвили оценивали эмбарго вина не иначе как политический шантаж.

Дождался благодарности

На московской пресс-конференции во вторник, 22 июня, Геннадий Онищенко с удовольствием зачитал цитаты из речи грузинского президента и заявил, что давно ждал благодарности грузинских и молдавских виноделов и теперь дождался ее, правда, пока только от президента Грузии. «В самом начале эпохи нашего противостояния я говорил, что когда-нибудь грузинские и молдавские виноделы скажут мне спасибо»,— отметил Онищенко.

Кроме того, он не исключил возможности возвращения грузинского вина на российский рынок. По его словам, если грузинские виноделы докажут, что их продукция соответствует установленным стандартам, то российский рынок рано или поздно будет для них открыт. «Пожалуйста, пусть приходят, будем рассуждать»,— заявил Онищенко.

Обмен любезностями

Впрочем, подобные слова звучат из уст главврача уже не первый раз. В начале июня Геннадий Онищенко уже заявлял, что Россия готова сотрудничать с грузинским бизнесом в сфере поставок вина и воды из Грузии. «Мы хотим восстановить поставки, наведем порядок, возобновим национальный контроль»,— обещал главврач.

На словах не против возвращения на российский рынок грузинской продукции и высшие российские чиновники. В декабре прошлого года президент Дмитрий Медведев на форуме европейских и азиатских СМИ заявил, что «грузинская продукция, если речь идет о продукции, легально ввезенной на территорию России, должна точно так же приниматься, как и всякая другая продукция». «Тут нет никаких проблем»,— добавил он.

Впрочем, российские политологи скептически относятся как к словам Саакашвили, так и реакции Онищенко. «Это издевательский комментарий в духе „вы запретили, а мы от этого только выиграли“»,— говорит политолог-международник Федор Лукьянов. За словами главврача тоже вряд ли последуют какие-то подвижки, считает он.

Природный санитар

«Значит, прав был Роспотребнадзор, когда перекрыл дорогу потокам сомнительного зелья,— сделали вывод грузинские журналисты из газеты „Грузия Сегодня“.— Уже ради одного этого признания стоило в 2006 году запретить ввоз в Россию низкокачественного грузинского алкоголя с тем, чтобы когда-нибудь покупать в солнечном Сакартвело поистине божественные напитки».

У грузинских властей действительно есть повод хвалить Роспотребнадзор, считает российский винный критик Игорь Сердюк. По его словам, Геннадию Онищенко должны поставить памятник в Грузии так же, как в Европе ставили памятники филлоксере и другим насекомым-вредителям, которые выступили для виноделия естественными санитарами. «Наш санитарный врач выступил природным санитаром для грузинского рынка вина»,— говорит винный эксперт.

Виноубийца

Эпидемия насекомого-вредителя филлоксеры разразилась в Европе в конце ХIХ века. В результате этого погибли многочисленные виноградники во Франции, Италии, Португалии, Венгрии и Испании.

Меньше, но лучше

Качество грузинского вина в последние годы действительно улучшилось, говорит Владимир Цапелик, президент «Независимого винного клуба», но только потому, что в Грузии стали производить значительно меньше вина и его качество стало легче контролировать.

После запрета с рынка исчез очень большой объем дешевого и некачественного вина, которое условно называлось грузинским и продавалось почти исключительно в России, соглашается Игорь Сердюк. «Эти вина были настолько дискредитированы, что когда их запретили, никто не стал всерьез за них заступаться»,— вспоминает он. Некачественное вино так и не нашло своего рынка сбыта, и многие предприятия, которые его производили, исчезли.

Без оптимизма

В то же время у российского эмбарго, по словам экспертов, есть и негативные последствия для качества грузинского вина, о котором Саакашвили не упоминает. На момент запрета в Грузии было несколько производителей, которые делали качественную, в том числе экспериментальную продукцию, и часть их производства держалась на российских инвестициях, напоминает Игорь Сердюк.

«Эти передовые производства тоже лишились значительной части рынка сбыта. И сегодня большого оптимизма их владельцы не высказывают»,— говорит Сердюк, ссылаясь на личный опыт общения с ними.

«Хванчкара» в буфете Путина

Саакашвили уверен, что высокопоставленные российские чиновники, запретившие ввоз в Россию грузинского вина, сами являются его поклонниками. «Недавно один иностранный государственный деятель рассказывал, как в высоких кабинетах их угощают грузинским вином представители российского правительства в ходе каждого визита, как только укроются от посторонних глаз. Сами они никогда не отказывались от грузинских вин. Грузинское вино и сегодня остается любимым вином российской элиты»,— разоблачает Саакашвили.

России не нашлось замены

Эмбарго на поставку грузинских вин было введено в марте 2006 года. Этот шаг многие восприняли как реакцию на осложнение политических отношений между руководством двух стран. Однако Онищенко настаивал на исключительно санитарной подоплеке запрета. Официально причиной недовольства санитарного ведомства стали обнаруженные в вине пестициды и тяжелые металлы. Заодно под запрет попала и минеральная вода «Боржоми».

Молдаване сделали невозможное

Эмбарго на молдавские вина, введенное в том же 2006 году, было отменено Россией почти год назад— в июле 2009 года. По данным Роспотребнадзора, четыре года назад в пробах вина были обнаружены пестициды и тяжелые металлы. Тогда Геннадий Онищенко заявлял, что молдавское вино вряд ли когда-нибудь вернется на российский рынок.

До введения запрета на грузинские вина, в том числе и вполне достойного качества, 90% экспорта грузинского вина— около 60 млн бутылок— приходилось на Россию. Надежды грузинских виноделов на замену России другими рынками сбыта не оправдались, говорят эксперты. «Сегодня весь винный экспорт Грузии в разы меньше, чем объемы, завозившиеся в Россию до эмбарго»,— говорит Цапелик. Это большая беда для грузинских крестьян, отмечает он. Переориентация на другие рынки, к примеру, Украину, виноделие Грузии не спасла: украинский рынок менее емкий и гораздо беднее российского.

Сегодня Грузия экспортирует вино примерно в 60 стран. В 2009 году Министерство экономического развития Грузии сообщало, что грузинские вина нашли новые рынки сбыта в таких странах, как Финляндия, Испания, Ирландия, Румыния.



Надежда на Таможенный союз
Если Онищенко действительно не будет препятствовать, а грузинские власти и бизнес проявят инициативу, грузинское вино имеет все шансы вернуться на российский рынок, говорят наблюдатели.

Исторически грузинские вина в 19 веке стали делаться в промышленных масштабах именно для российского рынка, напоминает винный эксперт Владимир Цапелик. «Российское государство фактически основало винодельческую промышленность в Грузии. Поэтому возвращение грузинских вин было бы вполне логично»,— говорит эксперт. Ниша на российском рынке для них всегда найдется, уверен он. «Полусладкие натуральные вина в своих лучших проявлениях, красные и белые „Саперави“ и „Ркацители“ были любимы в России,— напоминает Цапелик.— Это уникальные вина, их трудно повторить в других климатических условиях».

По его словам, есть надежда, что грузинские вина вернутся к нам после создания Таможенного союза— через территорию Белоруссии и Казахстана. «Они будут перемещаться как внутренний продукт, и остановить их не сможет никакой Онищенко»,— говорит эксперт. Впрочем, многие детали работы Таможенного союза, в том числе и оборот алкоголя, пока не утверждены, отмечает он.


www.gzt.ru
 

23.06.2010