Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Что же творится с латвийским пивом?

Уже через пару дней страна будет отмечать Лиго. Накануне Яновой ночи Телеграф побеседовал с председателем правления Aldaris Инарой Шуре, чтобы выяснить, что происходит с латвийским пивом.

Что латвийского в Aldaris?

— Пиво — это напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Какие составляющие пива Aldaris можно назвать латвийским продуктом?


— Начнем с того, что в Латвии нельзя вырастит хмель, поскольку для этого требуется 90 солнечных дней. Для нашей страны это несбыточная мечта. Поэтому хмель мы вынуждены закупать, в основном в Германии и Чехии.

Солод закупаем главным образом в Литве, которая частично закупает ячмень в Латвии. Поэтому можно косвенно говорить о том, что мы делаем пиво из ячменя, выращенного местными крестьянами. В свое время латвийское государство не пошло на то, чтобы построить у себя собственную солодовню. Литовцы оказались более предприимчивыми и сегодня обеспечивают солодом всю Прибалтику.

Некоторые специфичные сорта солода, например, карамельный, темный и другие, в Прибалтике не производят. Мы закупаем их в основном в Германии, и они идут как добавки.

— А Aldaris не хочет построить собственную солодовню?

— Нет. Наш бизнес не солодовый, а пивной. Когда-то у нашей компании была собственная солодовня, но тогда было другое время, и небо было более голубое, трава зеленее... Каждый бизнес занимается тем, что у него получается лучшего всего.

Что касается дрожжей. На нашем предприятии есть целая коллекция, которую мы ежегодно заново пересееваем. Это маленькие микроорганизмы, которые создают букет пива, его аромат, полноту вкуса... И процесс сбраживания очень важен в пивоварении.

Есть сорта дрожжей, которые мы получаем из Германии. Например, для пива Carlsberg.

Потянуло на сладкое

— Изменилось ли с годами латвийское пиво?

— Могу с полной уверенностью сказать, что за последние 15—20 лет вкус пива очень изменился. На мой взгляд, в лучшую сторону. Хотя потребитель зачастую склонен думать иначе: мол, когда-то в золотые годы пиво было лучше. Я с этим несогласна — пиво и тогда было хорошим, и сейчас.

Есть и объективные изменения — пиво стало менее горьким.

— Почему?

— Просто потребители больше не хотят пить горькое пиво. Сегодня им нравится пиво средней горечи, и очень важно, чтобы не оставался во рту горьковатый привкус.

— А если мы сравним латвийское пиво с зарубежным...

— Большая разница по сравнению с Англией. Там, как правило, пьют пиво без газа и пены. Если нас c кем-то и сравнивать, то мы ближе к немецкому пиву. Это скорее объясняется историческими факторами.

Полнота вкуса очень похожа на чешское пиво.В свою очередь скандинавы пьют более легкое пиво. Но это больше вызвано местным акцизным налогом, привязанным к крепости пива.

Пивовары душат друг друга скидками

— Насколько велика конкуренция на пивном рынке Латвии?

— Конкуренция усиливается, отрасль в целом убыточна. Сейчас она балансирует на рубеже прибыльности, потому что запущено много скидочных акций. Игроки пивного рынка балансируют на лезвии ножа — стараются предложить доступные цены и в то же время не терпеть катастрофические убытки. И у каждого завода этот балласт под названием «затраты» отличается по тяжести.

— Что делать?

— Выживет тот, кто более эффективен, прогнозируем и думает о своей стратегии. Очень тяжело сейчас мелким пивоварням. С другой стороны, это проверка на выживаемость, которую сейчас проходят пивоварни по всему миру. Нужно подстраиваться под экономическую ситуацию, но при этом думать на несколько лет вперед. Например, мы сами производим электроэнергию, которая примерно на 30% дешевле, чем городская.

— Сколько человек пришлось уволить на пивоварне Aldaris?

— Мы начали эту работу еще осенью 2008 года. Штат сотрудников был сокращен на 10%, и сегодня на предприятии трудится в среднем 320 человек. Летом их число возрастает на 20—30%.

За год удалось сэкономить более 2 млн латов — на администрации, маркетинге, продажах и прочих позициях. Если бы мы этого не сделали, то так же, как и все остальные, были бы в минусе. А так мы завершили прошлый год с прибылью в размере 1,5 млн латов и оборотом в 27 млн латов.

Тяжелый напиток

— Производители крепкого алкоголя жалуются на засилье контрабанды. А для производителей пива такая проблема актуальна?

— Нелегального рынка пива в Латвии нет, так как это тяжелый и не такой уж дорогой продукт. Поэтому я не слышала, чтобы в пивной индустрии были какие-то подделки.

— Во время кризиса стали меньше пить или больше?

— Конечно, меньше. Потребление упало очень сильно, фактически мы скатились до уровня 2005 года. Сейчас потребление составляет 65 литров в год на человека. До этого было 70 и больше.

Падение местного рынка многие пивоварни, в том числе и наша, пытаются компенсировать экспортом. Например, производим безалкогольное пиво для всей Прибалтики. В три раза увеличили объемы экспорта в Эстонию продукции в PET-бутылках.

— Правительство борется за рост экспорта. Может, в этом смогут помочь пивовары?

— Важно отметить, что пиво — дорого в транспортировке. Тяжелый продукт в прямом смысле. И мы, конечно, посылаем контейнеры в разные страны, где есть латвийцы, например, в Ирландию, Англию, Испанию, Израиль. Но по большому счету это не те объемы, о которых можно было бы серьезно говорить.

Надеемся, что к нам поступят заявки из других стран в рамках концерна Carlsberg. Думаем о скандинавском рынке. Он довольно дорогой, и, полагаю, мы могли бы туда пробиться и хорошо работать.

— Насколько прибыльным является пивной бизнес?

— Пиво прибыльно летом, когда мы продаем в 2—3 раза больше, чем зимой. То есть коэффициент сезонности в нашей отрасли очень силен. И в Латвии имеет даже большее значение по сравнению с другими странами.

— А что это за маркетинговый трюк с пивом Senais и Dūmaku?

— На самом деле появлению этих сортов предшествовала работа в течение года, в их создание мы инвестировали около 100 тыс. латов. Были привлечены и специалисты Aldaris, и независимые эксперты. В итоге в продажу поступила два сорта, которые в течение года будут соревноваться за вкусы потребителей. То пиво, которое проиграет, будет снято с производства.

— Какие прогнозы на Янов день в 2010 году по сравнению с жирными 2007—2008 годами?

— Их нельзя сравнить, конечно. Но Лиго — это единственный в Латвии праздник, когда мы можем продать 8—10% от годового объема. Это действительно много.

По моим прогнозам, результатов 2007 года мы не достигнем. Впрочем, многое будет зависеть также от погоды. То, что впереди пять выходных дней, вселяет в нас оптимизм.

Конкуренты потеряли потребителя Шуре

— Вы наверняка пробовали Cesu alus, Bauskas alus или, например, пиво Lido? Какое из них больше всего похоже на пиво?

— Мы не только знаем, но и постоянно пробуем и сравниваем пиво конкурентов со своим, чтобы выяснить, почему потребителю нравится тот или иной бренд или сорт. У нас на предприятии есть даже день конкурентов, когда мы на профессиональной дегустации сравниваем пиво одного сорта из разных пивоварен.

— И кого же вы можете выделить из конкурентов?

— Не берусь судить. Я лояльна ко всем пивоварням — будь то Piebalga, Bauskas или Tērvetes, которые имеют свой букет, аромат и лояльных потребителей.

— В свободное время пьете исключительно пиво Aldaris или продукцию конкурентов тоже?

— Пиво конкурентов не пью принципиально. Если нет пива Aldaris, то выбираю какой-то другой алкогольный напиток. Возможно, это и неправильно. Но это мое право выбора.

СПРАВКА

АО Aldaris — самая большая пивоварня в Латвии и одна из крупнейших в странах Балтии. Aldaris принадлежит скандинавский компании Baltic Beverages Holding, которую контролирует одна из крупнейших в мире пивоваренная компания Carlsberg Group, штаб-квартира которой находится в Дании.

Ассортимент продукции Aldaris составляют более 40 напитков — пиво, столовая вода, различные алкогольные и безалкогольные напитки.

telegraf.lv
 

21.06.2010