Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Южноафриканское вино выйдет в плей-офф

В ЮАР надеются, что чемпионат мира подстегнет не только интерес к футболу, но и продажи местных вин.

Недавно я смотрела на турнирную таблицу нынешнего чемпионата мира по футболу и вдруг подумала: подавляющее большинство стран-участниц (за исключением трудных случаев вроде Нигерии, Парагвая, Северной Кореи и Камеруна) делают вино. Кто-то выдающееся, кто-то — не слишком, но все же. Так что если вдруг вам надоест рассматривать успехи или промахи конкретной команды в спортивном контексте, можно вспомнить и о винном ракурсе.

Если искать баланс между качеством футбола и производимого страной вина, то первенство по итогам первой недели чемпионата, конечно, у Аргентины, которая благодаря Лионелю Месси и Гонсало Игуаину показала редкой красоты игру в матче с Южной Кореей. Но мое вино недели, несмотря ни на что, из ЮАР (хотя под гул вувузел и ободряющие вопли всего стадиона команда хозяев «Бафана-Бафана» все же с треском проиграла Уругваю). Почему «несмотря ни на что» — про это ниже, а пока что про само вино — это Morgenster 2000 из Стелленбош.

Над этим вином колдовали двое: владелец Morgenster Джулио Бертран и консультант компании Пьер Луртон, управляющий директор Chateaux d'Yquem и Château Cheval Blanc. Результат — изящно «офранцуженный» бленд из каберне совиньон и каберне фран, выдержанный полтора года в новых бочках из французского дуба. То, что это густое, почти непрозрачное вино из Нового Света, ясно, как говорят дегустаторы, «по первому носу» — насыщенному, с нотами корицы, инжира и чернослива.

Но в отличие от столь многих новосветских вин концентрация вкуса и аромата не становится сметающим все на пути бульдозером; это бордоский бленд, партитура, прочитанная и сыгранная очень по-своему, но в узнаваемой традиции. Кстати, про традиции: сам Джулио Бертран родился в Италии, и, кроме вина во французском духе, в Morgenster делают еще оливковое масло в стиле очень итальянском. Конечно, это дело вкуса, но многие считают его лучшим в ЮАР.

Теперь про «несмотря ни на что». Очень бы хотелось, чтобы после чемпионата мира приехавшие в ЮАР болельщики запомнили не только слова «вувузела» и «Джабулани» (новый революционно круглый мяч ФИФА), но и южноафриканские вина. Они этого более чем заслуживают. Вкратце вот почему:

Первое: У местных производителей вина становится все больше причин ориентироваться на качество, а не на количество производимого продукта. Еще в начале 1990-х на родине прославленной констанции — уступающего только токаю сладкого вина, которым восторгались Наполеон и французский король Луи-Филипп, — только 30% всего выращенного винограда использовалась для изготовления вина. Все прочее шло на дистиллят. В начале 2000-х это соотношение радикально переменилось, на вино шло уже 70% винограда.

Очень долго ЮАР оставалась страной бренди и пива, и сейчас местный рынок пива по объемам продаж превышает четверть всего рынка Африки. Но из категории напитка для белых и богатых вино постепенно становится и частью жизни постепенно растущего черного среднего класса. Рост экспорта вина — в начале этого года британцы впервые купили больше вин из ЮАР, чем из Франции, — другой аргумент для производителей в пользу изготовления качественного вина.

Второе: Южноафриканские вина — находка для тех, кто находит французские вина сложными и/или бледноватыми и не прочь бы побаловаться Новым Светом, но тяжелых, слишком алкогольных австралийских или, скажем, американских вин побаивается. Каберне совиньон остается самым распространенным в ЮАР из не автохтонных сортов, а самые дорогие местные вина — это бордоские бленды из каберне совиньон, мерло и каберне фран. Не хотите бордоских сортов — попробуйте вина из винограда, традиционно выращиваемого в долине Роны, сортов сира и мурведр.

Выбор есть и у любителей белого — с 1980-х годов в стране был бум шардоне и совиньон блан. Делают здесь и вина из рислинга, гевюрцтраминера и семийона, не говоря уже о сорте шенен блан, который стал одной из эмблем местного виноделия. В ЮАР делают и игристые вина, произведенные традиционным методом (на этикетке обычно есть фраза Methode Cap Classique), и десертные вина.

Третье: Производители — люди, которым местная индустрия обязана таким быстрым прогрессом, экспериментаторы и иногда немного авантюристы. В конце XVIII века британец Джон Барроу, оказавшийся в Южной Африке вместе с губернатором лордом Макартни, писал, что все пороки местного вина происходят от трусости местного колониалиста, с одной стороны, и от его чрезвычайной лености — с другой. Даже если счесть давний диагноз Барроу верным, в сравнительно короткий по историческим меркам срок виноделы ЮАР серьезно поработали над собой.

С 1980-х годов здесь экспериментируют с методами обработки почвы, производства и выдержки вина. В 1973 году в стране ввели местный аналог системы апелласьонов — Wine of Origin — не обязательной к соблюдению и не такой строгой, как во Франции или Германии. Но вместе с другой организацией, South African Wine Industry Trust, сертифицирующей качественные вина, это создает для производителя систему координат, положение в которой отражает качество вина.

В ЮАР надеются, что чемпионат мира подстегнет не только интерес к футболу, но и продажи местных вин. В объединении экспортеров Wines of South Africa считают, что благодаря шумихе вокруг чемпионата экспорт южноафриканских вин может увеличиться на 15-20%.

Сами виноделы были бы рады использовать шумиху вокруг чемпионата в своих целях, но не всегда толком знают как. Да, в рамках рекламной кампании в Wines of South Africa сняли видеоролик, выпущены специальные наклейки с символикой чемпионата, которые производители вина могут использовать на бутылках. Но при этом слова «футбол», «Южная Африка» и «2010» виноделы не могут употреблять в связи с собственной продукцией, не боясь неприятностей с ФИФА.

Во время чемпионата мира в ЮАР, как ожидается, съедется 350 000 болельщиков со всего мира. Надеюсь, многие из них согласятся, что, несмотря на скромные успехи «Бафана-Бафана», в винном чемпионате мира у Южной Африки были бы шансы как минимум выйти в плей-офф.

Автор — глава лондонского винного клуба Red&White
forbesrussia.ru
 

21.06.2010