Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Интервью генерального директора ЗАО "Сармат" Игоря Тихонова

2009 год оказался кризисным не только для "тяжелых" промышленных отраслей, но и для многих других, и в частности, для пищевой. Причем тяжело пришлось даже тем сферам производства, которые, казалось бы, всегда были популярными, и даже во время кризиса не должны были утратить основных темпов реализации своей продукции. К таковым отраслям относится, например, "пивная" - сфера производства пива в Украине в целом, и в Донецкой области в частности, ощутившая на себе достаточно серьезное давление кризиса, который заставил существенно пересмотреть показатели успешного производства в течение всего 2009 года.

О том, насколько тяжело пришлось отрасли в кризис, какие ее сегменты пострадали более других, что привлекало украинцев в тяжелые времена в "пивной" сфере, и как отрасль чувствует себя сегодня, КИД расспросил генерального директора ЗАО "Сармат" Игоря Тихонова.

- Насколько серьезно кризис в стране в целом сказался на сфере производства пива? Повлиял ли на ситуацию и тот факт, что завод "Сармат" лишь недавно был куплен новым инвестором и до недавнего времени считался убыточным?

- Непростой был год для индустрии. Не секрет, что фактически полтора года назад мы приобрели предприятие, которое было убыточным. На сегодняшний день мы улучшили финансовые показатели после приобретения в три раза, сократили потери компании, но, к сожалению, пока еще только приближаемся к точке безубыточности и по итогам прошлого года мы на нее не вышли. Тем не менее, хорошим показателем было то, что у нас объем реализации, выраженный в денежном выражении, вырос на 6%, и это при том, что пивная индустрия в прошлом году демонстрировала снижение в объемах продаж.

Как следствие финансового кризиса, у нас произошло снижение затрат на производство, главным образом, благодаря нашим европейским поставщикам, нашим европейским договоренностям. Поскольку такие индустрии, как производство солода, производства стекла не почувствовали снижения потребительского спроса и, соответственно, готовы были двигаться по ценам, что в итоге сыграло нам на руку.

Кроме того, распространение нашей продукции в регионах Украины улучшилось. И если Донецк и восток Украины всегда был для нас серьезной домашней платформой, где мы уровень присутствия держали на уровне 85%, то мы вернулись в Киев и с нуля подняли дистрибьюцию до 40%...

Однако в целом по всей индустрии было падение. И металлургическая, и химическая промышленности падали, и пивовары не стали исключением. В целом, индустрия упала не так драматично, как, допустим, металлургия, - мы упали на 6% в объемах. Падение рынка началось нехарактерно - прошлым летом. В августе мы почувствовали, что продажа просто валится, и это произошло не с одним производителем, это случилось со всеми пивными производителями. Ответ достаточно банальный и простой: население на тот момент времени почувствовало, что кризис никуда не делся, и прошлой осенью люди просто стали экономить деньги, уже за месяц до 1 сентября они просто перестали покупать продукцию. То есть вся осень была очень тяжелой для всех ключевых производителей.

Естественно, не могло незамеченным пройти и повышение пивного акциза, который в прошлом году в июле поднялся на 93%. То есть разово цена на полке увеличилась заметно, и потребители, конечно, это почувствовали. В целом стоимость литра пива в Украине за прошлый год выросла на 23%. Это очень приличное увеличение, это значит, что инфляция за прошлый год была порядка 13-14%. Правительство даже нам не сказало: "Спасибо вам, пивовары", - но собрало налогов в два раза больше, чем за предыдущий год за счет повышения акцизов, потому что мы выплачиваем его сразу после того, как продаем пиво. Это платеж, который идет немедленно.

Фактически только сейчас мы видим, что индекс потребительской уверенности потихоньку начинает восстанавливаться. Люди устали уже от кризиса, все это надоело, кто-то адаптировался, кто-то нет, но все-таки появились какие-то надежды на то, что стабилизация наконец-то должна наступить.

- Какие сегменты пивного рынка пострадали больше всего?

Наиболее пострадал массовый сегмент и суперпремиальное пиво. Из сегмента суперпремиум потребитель просто ушел, а массовый сегмент чувствовал на себе давление со стороны эконом-сегмента, то есть люди стали переключаться на более дешевые сорта пива. Ну и после повышения пивного акциза мы заметили, что произошло изменение в соотношении: бутылка водки и сколько за аналогичную цену можно купить бутылок пива. Потребитель стал переключаться на водку, и мы видим, что водочная индустрия не упала - в прошлом году был даже определенный рост. Наверное, это не самый хороший показатель для нации.

А что касается наших результатов, то рост показали три ведущие торговые марки в стране - это "Золотая бочка", "Велкопоповицкий козел" и "Старопрамен". Из них "Золотая бочка" и "Велкопоповицкий козел" произведены на ЗАО "Сармат". Остальные значительно упали на рынке.

И, практически единственный, кто вырос на фоне падения продаж суперпремиального сегмента - это опять-таки наша марка - "Miller". А самое большое падение в супер-премиуме показал "Туборг": 180 тыс. декалитров они потеряли за один год, это нешуточный объем!

Повлияло ли как-либо на развитие пивного рынка появление такого сегмента, как "живое пиво", которое в Донецке "оккупировало" множество магазинов? Может ли этот сегмент нанести серьезный удар по продажам бутылочного пива, а также может ли на них сказаться достаточно активное развитие ряда других слабоалкогольных брендов?

Рынок слабоалкогольных напитков очень маленький, нишевый. Может быть, действительно кажется, что он сильно растет. Такая тенденция была в некоторых странах Европы, России, но он не составляет значительную конкуренцию пиву. Это - ниша, здесь никаких опасений быть не должно.

По поводу якобы живого пива, которое на каждом углу в Донецке продается... Мы все взрослые люди, мы понимаем, что если мы сорвали клубнику с грядки, она останется такой же красивой всего несколько дней. То же самое с пивом: когда вы заходите в торговую точку, и вам там говорят, что это живое пиво, спросите, какой у него срок годности. Все, что больше одной недели, вряд ли может быть непастеризованным. Поэтому в этом плане торговые точки немножко лукавят, называя все пиво, которое они продают, живым... Я был в Киеве в одной такой точке и поинтересовался, чем отличается пиво, которое наливается из крана, от того, которое продается в бутылке? И продавец сказал, что бутылочное пиво якобы делается из порошка, с добавлением спирта, а то, которое разливается из кеги - якобы чистое и живое. Но вы можете посмотреть на производство на "Сармате": одна труба идет на бутылочную линию, а другая - на кеговую линию. То есть это одно и то же пиво: в нашем случае - одинаково качественное, из исключительно натуральных ингредиентов, в соответствии с немецким законом о чистоте пива 1516 г. и на идеально подготовленной воде.

- Соответствие Закону о чистоте пива - главный фактор качества вашего пива?

- Качество продукта - это то, что поставлено во главу угла ЗАО "Сармат" с того момента, как в июле 2008 года компания стала частью международного пивоваренного гиганта SABMiller. На это направлены и основные инвестиции материнской компании. Это то, над чем мы тщательно работали последние полтора года. В итоге мы имеем полностью модернизированное предприятие с самым высокотехнологичным в отрасли оборудованием, превосходно обученную команду, которую возглавляют ведущие мировые специалисты и, конечно, стабильное качество пива. В конце марта наша компания получила международный сертификат ISO 22000:2005, который гарантирует полную безопасность нашего продукта для потребителя.

Интересно, что сейчас при "слепой" дегустации (т.е. когда потребитель не видит этикетку на бутылках) подавляющее большинство потребителей из разных регионов Украины выбирают "Сармат" из всех других украинских марок. Если стоят бутылки с этикетками - выбор уже совершенно другой. Видимо, люди пока не привыкли, что пиво из Донецка может быть самым вкусным и самым качественным. Но у них есть возможность в этом убедиться, как уже убедились, например, чешские пивовары. Именно благодаря скрупулезному соблюдению технологий и высокому качеству водоподготовки ЗАО "Сармат" получил лицензию на изготовление пива "Velkopopovicky Kozel". Нашим технологам даже удалось воссоздать физико-химические характеристики мягкой пльзенской воды. Помню, это особенно удивило чехов: "Вода после водоподготовки на "Сармате" получилось очень близкой к нашей, пльзеньской". Но мы решили на этом не останавливаться: сейчас мы завершаем строительство новой линии водоподготовки, так что наша вода будет просто идеальной.

- Можно ли прогнозировать еще один этап повышения цен на акцизы, и насколько готовы пивовары к нему?

- Наверное, не все так мрачно выглядит. В этом плане Украина наследует тенденции других стран, особенно когда государство находится под давлением различных экономических сложностей: естественно, есть попытки найти какие-то источники бюджетирования, залатать определенные дыры. И индустрия, в принципе, не слишком против запланированного повышения акцизов. Когда мы знаем, что в следующем году в рамках инфляции нас ждет рост акцизов, мы к этому готовы и с пониманием относимся. С непониманием относимся, когда, условно говоря, 30 июня говорят, что с 1 июля повышается акциз - то есть это то, что произошло в прошлом году. В этом году мы с правительством работаем, и у меня была встреча как с Министерством экономики, так и лично с Тигипко, представителями индустрии, и мы надеемся, что нас услышали, и рост акцизов не будет двукратным. Отчасти мы понимаем разумное увеличение акцизов.

- Но в связи с этим придется увеличивать и цены...

- К сожалению, по всем производствам, по всем индустриям без исключения - извините, газ, цена на который будет увеличиваться для потребителя, бензин, налог на рекламу... В этом календарном году мы уже подняли цену на 2,5% с начала года. Мы зависим, к сожалению, от того, что происходит. Мы зависим от инфляции, от тех параметров, которые в бюджет вносятся. Помимо акцизов, нас также беспокоит тариф на воду, который, по расчетам правительства, может вырасти от 50 до 250 раз... К сожалению, мне не очень приятно говорить, что наше предприятие убыточное, но мы достаточно жестко переносим любое подорожание. Внутренних резервов у нас нет.

- Учитывая это, каковы ваши планы на 2010 год? Что он принесет отрасли?

- В 2010 году мы смотрим с большей уверенностью в будущее, несмотря на то, что прогноз неутешительный: пивной рынок скорее всего упадет на 5% в объемах. Мы считаем, что у нас есть возможность с помощью наших торговых сил, с помощью маркетинговых программ получить прирост объема 10-15% - это цели, которые перед компанией стоят.

В целом, мы верим, что рынок Украины будет расти. Потребление населения на душу водки здесь зашкаливает, и мне кажется, что в какой-то момент и правительство на это обратит внимание, и рынок пива начнет расти. Сегодня потребление пива в Украине значительно ниже, чем у соседей - поляков, чехов, россиян.- Поэтому, если здоровый тренд будет продолжаться, то потенциал для роста рынка есть.

Анна Хрипункова.

КИД.
 

17.05.2010