Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Страна советов

Чиновники стали более внимательно прислушиваться к мнению представителей отраслей, наделав серьезных ошибок при подготовке решений. Достаточно вспомнить, как в 2006 году из-за сбоя в работе Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции, запущенной без согласования с игроками рынка, случился алкогольный коллапс: российские производители алкоголя из-за месячного простоя заводов потеряли около 1 млрд руб. Тогда в случившемся вице-премьер правительства Александр Жуков обвинил Федеральную налоговую службу (ФНС). Ряд менее крупных проколов случился и в этом году. 1 января начал работать Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Из-за неразберихи с новой документацией импортеры почти месяц не могли ввезти в Россию вина, электронное оборудование и витамины. 15 февраля система обязательной сертификации пищевой и косметической продукции сменилась системой декларирования — опять сбои в поставках.

Сейчас, утверждают отраслевики, ситуация с консультациями и информированием улучшилась. Исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов возглавляет экспертный совет по регулированию алкогольного рынка при Госдуме. "Когда в органы исполнительной власти поступает запрос от меня, как от председателя экспертного совета, на думском бланке, ответы дают все,— рассказывает Блинов.— Ведомства и сами ведут себя открыто. Проект о минимальной цене на водку для розничной продажи долго висел на сайте Росалкогольрегулирования, и все могли направить свои вопросы, замечания и предложения".

"Мы регулярно работаем с Минпромторгом, Госдумой, Советом федерации, Минэкономразвития, ФАС,— говорит Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.— Участвуем в экспертных советах этих органов, которые, как правило, собираются ежемесячно. Принимаем активное участие в разъяснении закона "О торговле"".

В ФАС — два десятка экспертных советов. Их решения носят рекомендательный характер для службы, но, по словам пресс-секретаря ФАС Ирины Кашуниной, многие из них реализуются. "Например, для одних реклама нижнего белья — это порнография, для других это красиво,— говорит она.— Собирается экспертный совет, сами рекламщики выносят вердикт, имеет ли право реклама на существование, или ФАС нужно возбуждать дело и выдавать предписание о ее запрете".

У ряда представителей бизнеса нарекания вызывает способность Минздравсоцразвития к переговорам. "Табачники, производители алкоголя, зарубежные фармпроизводители будут уверять вас в том, что это самое закрытое ведомство,— улыбается Павел Толстых.— Хотя вполне естественно, что это ведомство лоббирует интересы отечественных производителей и борется за ограничение деятельности табачников и алкогольщиков. В этих сферах Минздравсоцразвития в эпицентре многих конфликтов, в том числе межведомственных — с Минсельхозом, Минфином".

"С приходом Татьяны Голиковой на пост министра Минздравсоцразвития стало более закрытым,— отмечает Светлана Завидова, исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим испытаниям.— Мы думаем, что это просто такой стиль работы министра. Когда шла работа над законопроектом "Об обращении лекарственных средств", в рабочую группу включили ограниченное количество участников рынка и ассоциаций. Мы просили включить нас, но наша просьба осталась без ответа. Сейчас удалось начать некий диалог: направляем свои замечания и вопросы, касающиеся таможенного оформления, аккредитаций, правил производства и уничтожения лекарственных средств".

В самом министерстве настаивают, что оно становится все более открытым для профессионального диалога. "Для взаимодействия с медицинским сообществом при министерстве воссоздан институт главных внештатных специалистов,— говорит пресс-секретарь министерства Софья Малявина.— Все решения министерства согласуются с опытными практиками. При министерстве также создан общественный совет — для общественной оценки программ здравоохранения и социально-трудовой сферы". При обсуждении нашумевшего лекарственного законопроекта, добавляет представитель министерства, был проведен ряд совещаний с крупнейшими отечественными производителями, которые держат около 70% рынка, принятые меры по регулированию фармрынка были с ними согласованы. "По результатам профессионального обсуждения перечень ЖНВЛС (жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.— "Деньги") был расширен на пять позиций по международным непатентованным названиям",— сообщает Софья Малявина. Всего в перечне, заметим, 500 позиций.

Так или иначе, у любого ведомства есть возможность решать, кого привлекать в качестве экспертов. На запросы тех, чье мнение противоречит взятому курсу, можно отвечать отписками или вообще создавать декоративные экспертные советы, заседающие раз в полгода, и приглашать туда только лояльных отраслевиков. Ряд ведомств, наладить нормальный диалог с которыми хотели бы многие, в этом вообще не нуждается. "В налоговой, пожарной службах, многих силовых ведомствах ни о какой открытости речи не идет: она бьет по корпоративным интересам чиновников",— говорит Павел Толстых.

Логично, скажем, выглядели бы консультации бизнесменов с пожарными, как лучше обустроить помещение в противопожарном смысле. Однако активного информационного сотрудничества службы, скажем, с рестораторами не заметно. "Что касается платных консультаций, в большинстве случаев контролирующие органы такие услуги оказывать не в праве,— говорит Андрей Лебедев, генеральный директор адвокатского бюро "Крикунов и партнеры".— Кроме того, брать взятки контролирующим органам удобнее, чем консультировать".
 
Коммерсантъ-Деньги
17.05.2010