Вторник, 23 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги



«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей




 
Выпить подано?

Судя по всему, скоро ни в одном городе России нельзя будет купить водку в ночное время. Кому от этого будет польза: народу или спекулянтам?

У российских людей есть множество национальных забав. Среди них две наиболее любимые: первая - выпивать, вторая - бороться с пьянством. Не так давно один умный человек открыл мне простую истину: бросают пить и становятся алкоголиками слабые люди. Сильные пьют умеренно.

Как говорил герой одного моего любимого фильма: это не просто правда, это хуже чем правда - так оно и есть на самом деле. Только вот сильных людей в нашей стране куда меньше, чем желающих выпить, а потом добавить...

Народ российский любил выпить всегда. Еще аж в начале XVI века итальянец Альберт Кампензе заметил: "Эта народная слабость (пьянство) принудила государя их запретить навсегда, под опасением строжайшего взыскания, употребление пива и другого рода хмельных напитков, исключая праздничные дни".

Российскому начальству всегда не нравилось, что народ выпивает, и оно пыталось с бедой этой российской бороться. Государем в ту пору был князь Василий III, отец будущего тирана и любимца русского народа Иоанна Грозного. Василий III решил, что пить можно будет только слугам великого князя, для их пиров была построена слобода, отгороженная от прочего мира высоким забором. Однако история доказывает, что зачинать детей у Василия получалось все-таки лучше, чем с пьянством бороться. Сын его продолжил смертельную битву с зеленым змием.

Иван Грозный запретил продавать водку, позволив ее пить только опричникам, вроде как своим можно. Для попоек опричников было построено специальное место, которое несколько пренебрежительно по-татарски называлось "кабак". Вам, любознательные, сообщу, что кабаком у татар назывался постоялый двор, где продавалась еда и всякие напитки. В середине XVII века были запрещены все частные кабаки, вместо которых были учреждены кружечные дворы, в которых служили государственные люди. Ну и чего толку?

В том же самом XVII веке сербский католический священник Юрий Крижанич писал, пораженный: "Об пьянству нашем что треба говорить! Да ты бы весь широкий свет кругом обошел, нигде бы не нашел такого мерзкого, гнусного и страшного пьянства, яко здесь на Руси".

Впрочем, история нас, понятное дело, ничему не учит. Ни далекая, ни близкая. В эти дни мы отмечали воистину великое событие - 65 лет Победы, за которым естественным образом потерялась другая дата. 7 мая 1985 года, то есть ровно 25 лет назад, было принято знаменитое антиалкогольное постановление эпохи Горбачева. После которого началась вырубка виноградников, очереди за водкой и прочее, и прочее.

Судя по всему, нынче - новый этап борьбы бессмысленной и беспощадной, как русский бунт. В ряде регионов России запрещено продавать водку в ночные часы. Совсем недавно такой закон был принят в Московской области, до этого - в Челябинске, Нижнем Новгороде... Белгородская область, Приморский край и Ленинградская область готовятся к принятию соответствующих постановлений.

А теперь скажи мне, русский человек, можешь ли ты представить себе ситуацию, когда, находясь, скажем, в Челябинске или в Московской области, ты бы захотел выпить и не нашел - что? Вообще может ли такое быть, чтобы русский человек отказал себе в выпивке только на том основании, что в магазине не продается водка?

Никто не спорит: пьянство - беда. И серьезная. Пьяные водители, пьяные родители, пьяные хулиганы - беда, которая легко приводит к трагедии. Писатель и историк XIX века Иван Прыжов в замечательной книге "История кабаков в России" приводит такие цифры: умерло от пьянства в 1855 году 1423 человека, в 1856-м - 1535, в 1857-м - 1713, в 1858-м - 1774...

И эта динамика, увы, не меняется. И со всех трибун, причем с самых высоких, говорят об этой проблеме. И говорят правильно. Слова произносят тревожные. Горячие головы даже призывают к тому, чтобы в кино не показывать, как люди пьют. И действительно, вдруг кто-нибудь не знает, как это делается? А тут в кино увидит - и научится. Такое простое и незатейливое объяснение пьянства: люди пьют потому, что в кино видят пьющих, и потому, что на них реклама алкоголя действует возбуждающе...

Казалось бы, очевидно: бороться надо не против, а за. Никакие запреты никогда ни к чему хорошему не приводили: ни во времена Ивана Грозного, ни во времена его отца, ни во время Дмитрия Медведева.

Президент страны часто и справедливо говорит о том, что любой закон надо проверять на его антикоррупционную составляющую. Я в экономике не специалист, и как эта самая составляющая измеряется, не знаю. Но мой опыт жизни в России доказывает: как только водку перестают продавать с прилавков магазинов, она тут же - аки птица Феникс, практически, - возникает в соседних кустах, в машинах такси и в других не приспособленных для этого местах.

Запрет на алкоголь, на мой взгляд, опасен еще и тем, что создает видимость борьбы. Можно отчитаться. Имея в виду, что, как известно, есть ложь, большая ложь и статистика, - можно привести данные, что народ вдруг, в данный исторический момент, стал пить меньше.

Так что, не надо бороться с пьянством? Надо бороться - за культуру потребления алкоголя, например. Неудивительно ли, что среди огромного количества всяких "кулинарных" телепередач нет ни одной, в которой бы учили культурно и правильно пить, культурно и правильно закусывать? Если люди испокон века выпивают, может быть, не стоит запрещать им этим заниматься, а попробовать научить их это делать так, чтобы не было вреда для здоровья?

Есть алкоголики - люди, которые пьют всегда, везде и всё. Это больные люди, которых надо лечить. Слава богу, мы уже свыклись с неприятной мыслью, что алкоголизм - это болезнь. Но в нашей огромной стране есть немало людей, которые просто не в курсе, как по-другому проводить свой досуг. И такие, которым действительно не предложено никаких вариантов отдыха. "Если не выпивать, так что делать?" - вопрос, на который в массе мест нет ответа. Так рождается привычка, которая постепенно переходит в болезнь.

Бороться с пьянством - это не значит бороться с продажей водки. Бороться с пьянством - это бороться за ту жизнь (во всех смыслах), когда напиваться будет неинтересно, бессмысленно и стыдно. Это путь очень тяжелый и долгий. По этапам прохождения этого пути трудно отчитываться перед вышестоящим начальством. Но в отличие от запретов этот путь имеет смысл.

Борьба с пьянством начинается с того, что государство хочет воспитывать сильных и умных людей. Школа, телепередачи, газеты и журналы начинают способствовать тому, чтобы в стране росли люди умные и сильные - те самые, которые впоследствии будут пить умеренно.

Если не ошибаюсь, Расулу Гамзатову принадлежит такое стихотворение: "Пить можно всем,/ Необходимо только/ Знать: где и с кем,/ За что, когда и сколько".

Вот девиз подлинной антиалкогольной кампании. И я не хочу верить, что девиз этот совсем уж невозможно внедрить в жизнь.
 
Российская газета
12.05.2010