Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Алкогольные лоббисты открыли невидимый фронт

Почему чиновники не спешат с остальными антиалкогольными законами, кроме уже введенной минимальной цены на водку.

Антиалкогольная кампания, начатая самими президентом и премьером, сделалась вдруг невидимой. Призывы к новой войне против пьянства прозвучали еще девять месяцев назад, а военные действия так и не стартовали. Нет, конечно, одна хорошая мера с начала года была введена – минимальная цена на водку. Но где десятки других нововведений, предлагавшихся одновременно с этим?

В конце ноября 2009 г. ответственное за ситуацию с алкоголем в стране Росалкогольрегулирование разработало массу поправок в действующий закон об обороте и производстве этилового спирта и алкогольной продукции. Документ мы публиковали на сайте. Он содержал видимые конечным потребителям жесткие ограничения на ночную продажу любых алкогольных напитков и даже пива, до сих пор в их число не включенного. Были в нем и лицензирование перевозок спирта, и установление минимальных допустимых объемов производства для борьбы с фальшивой «недозагрузкой» предприятий. В I квартале 2010 г. чиновники собирались разработать и внести поправки в Уголовный кодекс, чтобы нарушение антиалкогольных законов жестоко каралось. Но даже исходные поправки к закону об обороте алкоголя не прошли согласования в правительстве. Сколько им еще предстоит путешествовать между ведомствами, неизвестно.

Директор «Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз подсчитал: сейчас в Госдуме и без того около пятидесяти различных законопроектов, направленных на ужесточение правил на алкогольном рынке, включая и ограничения для пивного сектора. Лежат себе, никому не мешают. Дробиз считает, что водочное лобби «распропагандировало» думцев, те же кивают на правительственных чиновников, которые тоже никуда не торопятся.

На фоне такого затишья даже удивительно, что 5 мая в Госдуме приняли в первом чтении поправки в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за неучтенный в ЕГАИС алкоголь, вплоть до лишения свободы до шести лет. Инициированы эти изменения были отнюдь не правительством. Поправки внесла в ноябре 2009 г. группа депутатов, среди которых – Виктор Звагельский и Валерий Драганов. Как рассказал мне Драганов, они собирались это сделать еще в 2006 г., но побоялись, что мера окажется слишком жесткой. А в ноябре прошлого года она просто «попала в струю», а не была придумана в рамках медведевской кампании против пьянства. Но от первого чтения до окончательного принятия закона, в любом случае, может пройти сколько угодно времени.

По сути, сейчас против теневого рынка спиртного работает только минимальная розничная цена на водку. Замечу, не на весь крепкий алкоголь, а только на национальный напиток. И только розничная, а не оптовая вдобавок к ней, как на рынке соседней Украины. Я слышала немало скептических мнений по поводу эффективности минимальной цены против нелегального рынка, когда эта мера только вводилась. Практика ее применения скептиков посрамила. Если опираться на статистику Росстата, еще год назад в розницу продавалось примерно на 40% больше водки, чем легально производилось в стране. С развитием кризиса производство водки только падало, с продажами же было все более-менее в порядке. По сути, все больше заводов переходили на так называемую «третью смену», невидимую для государства. С Нового года уже ставшая привычной картина резко изменилась. По данным Росстата, за I квартал 2010 г. производство ликероводочных изделий крепостью выше 25% выросло на 80% по отношению к I кварталу 2009 г., а розничные продажи водки и ликероводочных изделий за тот же период упали на 8,2%. Значит, работает минимальная цена. Кажется, такой очевидный эффект напугал бюрократов, вот они и тормозят прочие антиалкогольные меры: не дай бог, испустит дух индустрия, которая до сих пор исправно подкармливала чиновников.

Slon.ru
 

12.05.2010