Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
"Паленка" с видом на зону

За производство нелегальной водки будут сажать в тюрьму на шесть лет.

Производителей нелегального алкоголя, возможно, вскоре будут отправлять за решетку. Госдума в первом чтении приняла поправки в законодательство, которые ужесточают ответственность за производство несертифицированного алкоголя.

Автор этого законопроекта депутат Василий Копылов пояснил, что в настоящий момент законодательство не предусматривает уголовной и административной ответственности за производство и оборот алкоголя, сведения о котором не поступают в Единую государственную систему учета алкоголя (ЕГАИС). Пользуясь этим обстоятельством, нелегальные производители, не уплачивая акцизов и налога на добавленную стоимость, выпускают и продают миллионы литров теневой продукции в 1,5-2 раза дешевле, чем законопослушные компании. В результате этого конкурентного преимущества теневой алкогольный сектор разросся до невероятных масштабов. По некоторым оценкам, он захватил сегодня уже 45 процентов рынка.

Первый вице-премьер Виктор Зубков еще летом прошлого года указал на "алкогольную сферу" как на один из источников дополнительных доходов бюджета. Тогда выяснилось, что, несмотря на повышение акцизов на 7 процентов в 2008 году и еще на 10 процентов в 2009-м, объем начисленных платежей сократился. Правда, в неофициальных разговорах производители водки в то время сообщали корреспонденту "РГ", что они платят такие взятки представителям государства, в том числе и правоохранительных органов, что на акцизы со всего объема выпуска у них нет средств.

Законопроект, который приняла в первом чтении Госдума, должен заставить многих задуматься: кому и чем платить? Он предполагает лишение свободы на срок от двух до шести лет в случае, если выпуск нелегальной продукции совершен организованной группой в крупном размере. Поскольку ни для кого не секрет, что выпуском нелегального алкоголя иногда занимаются те же заводы, которые производят легальный алкоголь, эта норма, в первую очередь, адресована им - и "группа", и "крупные размеры" тут налицо.

Законопроект Копылова является частью борьбы государства за чистоту алкогольного рынка. Источник в Росалкогольрегулировании так сформулировал отношение ведомства к новым нормам: "Усиление ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо. Сейчас уровень наказания несоизмерим с масштабами нарушений". С нового года уже введена минимальная цена на водку - 89 рублей за пол-литра. Сейчас, как на днях сообщала "РГ", минюст регистрирует приказ Росалкогольрегулирования, который распространит практику установления минимальной цены на настойки крепостью свыше 28 градусов. Вводятся ограничения и на продажу алкоголя ночью.

Как вам это?
Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем:

- Дешевый и доступный алкоголь убивает. А безнаказанность - развязывает руки. Поэтому мы давно продвигали идею усиления ответственности за производство и продажу нелегальной алкогольной продукции. Сегодня какая-нибудь тетечка торгует контрафактом, платит раз в полгода необременительный для нее штраф и отлично себя чувствует. Мы считаем, что страх судимости позволит предотвратить массовое производство и продажи нелегального алкоголя.

Но, с нашей точки зрения, принятые Госдумой в первом чтении поправки к законодательству окажутся эффективными в том случае, если будут сопровождаться постановлением правительства, которое установит понятие "в крупном размере" для алкогольного рынка на таком уровне, чтобы закон можно было применить и к сравнительно мелким производителям и продавцам алкоголя. Например, кто-то пригнал в деревню цистерну спирта, распродал его за копейки и в результате умерли 200 человек. Однако привлечь к уголовной ответственности "предпринимателя" по новым статьям невозможно, так как он сделал выгоды меньше, чем на 250 тысяч рублей (эта норма действует сегодня). Порог необходимо снизить до 100 тысяч рублей. При такой выручке очевидно, что речь идет о сформированной системе поставки нелегального алкоголя людям.

Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА):

- Во всем мире на рынке алкоголя есть контрафактная и нелегальная продукция. В среднем ее порядка 20 процентов, США сообщают, что у них - 10 процентов. Прекратить нелегальное производство удается только очень жестким режимам. Например, теневой составляющей нет на алкогольном рынке Белоруссии, которая унаследовала систему контроля алкогольного рынка времен СССР.

У нас в стране в период с 2000 года до 2007 года объем нелегальной продукции составлял порядка 30 процентов алкогольного рынка. Что можно считать вариантом нормы с учетом того, что экономика у нас развивающаяся. До середины 2009 года у нас водка по 50-60 рублей за бутылку открыто продавалась даже в известных сетевых магазинах. А этот товар в принципе не может столько стоить, если с него уплачены все налоги и акцизы. И все об этом знали. Однако с началом кризиса эта своеобразная "гармония" была нарушена. Доля нелегального алкоголя стала стремительно увеличиваться и в прошлом году достигла уже 45 процентов. Деньги перестали поступать в казну, контрафакт задушил законопослушных производителей.

Ужесточение ответственности за производство нелегальной водки в комплексе с другими мерами, которые сейчас принимаются, - вполне эффективное средство для лечения этого рыночного недуга. Если в результате удастся сократить контрафактную составляющую до 20 процентов - это будет великолепно.

 
Российская газета
07.05.2010