Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Россия ускоряет создание не только Таможенного союза, но и единого экономического пространства СНГ

Проект единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках всего СНГ, выдвинутый еще в начале 1990-х, сегодня ускоренно реанимируется. Одновременно с формированием Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.

В конце марта - в апреле идея ЕЭП была главной темой переговоров первого вице-премьера России Игоря Шувалова и замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина в Молдавии, Украине и Узбекистане. Этот же вопрос обсуждался в рамках состоявшегося в конце марта в Москве совещания вице-премьеров РФ, Беларуси и Казахстана по теме "Техрегулирование в Таможенном союзе" и на тематическом "круглом столе" в Совете Федерации.

Киев, Кишинев и Ташкент предложили детальные переговоры и разработку вариантов включения этих стран в то пространство. На вопрос обозревателя "РБГ" по расширению Таможенного союза первый вице-премьер России Игорь Шувалов ответил, что, "будучи председателем СНГ в 2010-м, Россия будет стремиться к формированию единого экономического пространства в рамках всего Содружества". А белорусский вице-премьер Андрей Кобяков в ответе на тот же вопрос не исключил расширения такого союза за счет ЕЭП.

Словом, идут два параллельных процесса: во-первых, создание Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, а во-вторых - единого экономического пространства почти всего экс-СССР. Но почему оба этих направления осуществляются ускоренными темпами?

Да, известна давняя географическая и технологическая взаимозависимость отраслей всех постсоветских стран. Но она, по оценкам Экономического совета СНГ и Европейской экономической комиссии ООН, к 2010 году ослабла - из-за общемирового экономического кризиса и "разновекторной" экономической линии постсоветских стран. Многие из них уже настолько изменили структуру своей экономики, особенно промышленности, что в ней быстро понижается роль кооперации с Россией и другими странами СНГ. В этом аспекте наиболее сильно поменялась структура экономики Киргизии, Туркменистана, Молдавии (исключая Приднестровье), Таджикистана, Грузии, Азербайджана, до 40% территории Украины.

Поэтому российская сторона стремится сохранить "очаги" своего промышленного влияния в СНГ, ибо одних только нефте- и газопроводов для такого присутствия уже недостаточно.

Но дело еще и в том, что уже многие страны СНГ состоят в ВТО в статусе стран с переходной развивающейся экономикой - Украина, Грузия, Армения, Киргизия, Молдавия. Это значит, что, во-первых, вступление тех же стран в таможенно-экономические союзы с государствами - не членами ВТО если и возможно, то со многими оговорками. А во-вторых, не участвующие в ВТО страны, включая Россию, не могут вводить большинство видов экономических санкций против государств СНГ - членов всемирного торгового блока. Так, принятие в ВТО Киргизии вывело ее из Таможенного союза; по той же причине затруднено участие, например, Армении с Украиной и в ТС, и в едином экономическом пространстве Содружества.

Словом, вблизи России формируется - под эгидой ВТО - таможенно-экономический режим, в лучшем случае затрудняющий создание единого экономического пространства в рамках Содружества. В том числе потому, что членам ВТО предписаны внешнеторговые пошлины и квоты по импорту-экспорту товаров и услуг в торговле с теми странами, которые не участвуют в этой организации. А среди последних и Россия. Кроме того, товары и услуги стран СНГ - даже в рамках Таможенного союза - пока не имеют режима максимального благоприятствования (т.е. наибольшей доступности для потребителей) на рынках друг друга. Потому и падает торговля России с другими странами Содружества.

В этой связи Москва стремится сегодня опередить дальнейшее "наступление" ВТО на другие страны Содружества путем форсированного создания единого экономического пространства СНГ.

Однако сохраняются торговые проблемы не только, например, с Белоруссией, но и с Украиной. Так, по данным недавних российско-украинских переговоров и Экономического совета СНГ, Москва одновременно проводит четыре антидемпинговых расследования по поводу цены ряда украинских товаров; возможны такие расследования и по другому украинскому ассортименту. В целом, это свыше 35% ассортимента украинского экспорта в РФ. Хотя действует и российско-украинское соглашение (1993 г.) о свободной торговле.

Как полагает эксперт украинского Центра перспективных экономических исследований Ильдар Газизулин, "в случае присоединения к ТС Украина может получить льготные цены на энергоносители. Но тогда украинская продукция будет еще дешевле, чем российские аналоги. Посему маловероятно, что Россия в рамках ТС не будет применять нетарифные методы. Но у нас уже слишком открытая экономика, чтобы пренебрегать другими рынками сбыта".

А по мнению Дмитрия Боярчука, директора исследовательского и маркетингового центра CASE (Киев), "средний уровень импортной пошлины в Украине (и большинстве других стран СНГ. - Прим. ред.) почти вдвое ниже, чем в странах Таможенного союза. Если бы Украина решила присоединиться к союзу в рамках ЕЭП, ей пришлось бы существенно повышать импортную пошлину. Но для этого нужны новые переговоры по линии ВТО, в которой участвует Украина. Иначе она может стать "каналом" сбыта и реэкспорта российских, казахстанских, белорусских товаров, что вряд ли понравится другим участникам и руководству ВТО".

Схожую аргументацию высказывают в Азербайджане, Киргизии, Узбекистане, Молдавии.

Поэтому формирование ЕЭП в рамках всего Содружества наверняка займет намного больше времени, чем Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана.
 

13.04.2010