Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
С началом 2010 года антиалкогольная кампания государства перешла в стадию реализации

Ее уже сравнивают с аналогичной горбачевской борьбой за трезвость. Однако на этот раз шаги государства по сокращению потребления алкоголя в нашей стране выглядят намного более продуманными. Что не удивительно: основная задача — сократить потребление на рынке, существенная часть которого находится в нелегальном поле и регулированию не поддается.

Как на войне


Алкогольный рынок в России — явление по-своему уникальное. В нашей стране нет ни одного другого потребительского рынка, где доля нелегальной продукции составляет более 40%. Наиболее показателен в этом отношении водочный сегмент. По данным Росстата, ежегодный уровень легального производства составляет 110-130 млн дал, тогда как объем реализации продукции в розничной торговле, по данным того же Росстата, из года в год не опускается ниже 170 млн дал. Например, в 2008 году всего был выпущен 121 млн дал, а реализовано 177 млн дал. В прошлом году объем производства легальных предприятий упал до уровня 112 млн дал, а объем реализации, по оценкам экспертов, сохранился на прежнем уровне.

Разница между производством и реализацией обеспечивается за счет нелегальной продукции. Таким образом, только исходя из официальных данных, доля нелегального водочного рынка составляет 30-35%. В реальности она значительно выше, так как часть нелегального алкоголя вообще никак не фиксируется в рознице. Таким образом, государство теряет огромные деньги в виде не уплаченных с данной продукции налогов.


Что происходит с потреблением алкоголя — разговор особый. По официальным оценкам, потребление легального алкоголя у нас сейчас составляет более 10 литров чистого этилового спирт на душу населения. Много это или мало? По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 8 литров на душу населения — это критический порог, после которого потребление алкоголя превращается в угрозу для нации.


Впрочем, в самый тяжелый с точки зрения потребления алкоголя год для СССР — 1979-й — этот показатель составлял 10,6 литра чистого спирта на душу населения. И нельзя сказать, чтобы на пороге 1980-х СССР оказался на грани вымирания.

Более того, существующий образ у крепкого горячительного (в первую очередь водки) как главного источника всех бед сейчас несколько не соответствует истине. Дело в том, что если в советские годы доля водки в общем объеме потребления составляла около 85-88% в пересчете на чистый этиловый спирт, то сейчас доля водки сократилась до 60-65%. Снижение доли "белой" произошло за счет роста потребления других видов напитков (в первую очередь пива, объем производства которого вырос за последние 15 лет в четыре раза, слабоалкогольных напитков, отсутствовавших в СССР как класс, и вин).

Таким образом, с формальной точки зрения потребление алкоголя в России если и выше нормы, установленной ВОЗ, то некатастрофично. Беда, однако, в том, что легальным алкоголем дело не исчерпывается и народ вовсю потребляет нелегальную водку и, самое страшное, различные жидкости медицинского и бытового назначения, для употребления вовнутрь не предназначенные.

"Только дешевый алкоголь сомнительного качества и высокой крепости ведет к алкоголизации общества. Когда пол-литра 40-градусного напитка покупается за 40 рублей, а в нем только налогов должно быть не менее 48 рублей, это становится общедоступным вне зависимости от возраста и доходов. Это не есть норма — это, по сути, социальная провокация",— считает Александр Глусь, президент, председатель совета директоров Nemiroff Холдинга.

Сочетание большого количества нелегальной продукции и высокого уровня потребления (в первую очередь за счет ультрадешевого алкоголя в виде нелегальной водки и суррогатов) существует в России уже больше 15 лет. Однако всерьез взяться за проблему государство решило фактически лишь в прошлом году.

В бой

Государственные меры, целью которых является наведение порядка на алкогольном рынке, поражают размахом. Можно с уверенностью сказать, что в отношении алкогольного рынка правительство за 2009 год приняло решений больше, чем за предыдущие десять лет.

Остановимся на основных. Накануне 2009 года президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан указ о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Чуть позже, в феврале прошлого года, появилось постановление, описывающее основные функции нового ведомства.

К удовлетворению участников рынка, в Росалкогольрегулирование передали практически все основные функции по контролю за рынком. Таким образом, многолетняя эпоха многовластия (в лице в основном Федеральной налоговой службы, Минсельхоза и Минэкономразвития), при котором за контроль над оборотом отвечало много ведомств и одновременно никто, подошла к концу.

23 июля состоялось совещание правительства, в ходе которого были одобрены ключевые предложения Росалкогольрегулирования по борьбе с пресловутым нелегальным рынком. Суть одобренных предложений Росалкогольрегулирования проста. Во-первых, введение единой ставки акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию с ликвидацией большинства льгот по уплате акциза. Мера очевидно необходимая для того, чтобы любой алкоголь, а также спирт и различные спиртосодержащие жидкости (за исключением вина и пива) облагались одинаковым акцизом.

Во-вторых, введение лицензирования транспортных перевозок спирта. В-третьих, введение единых правил розничной торговли алкоголем по всей территории РФ. В-четвертых, ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкогольной продукции и, наконец, в-пятых, введение минимальной цены на водку.

Любопытно, что если меры относительно введения единого акциза или лицензирования транспортных перевозок спирта и вызывали на этапе обсуждения определенные дискуссии среди членов правительства, то, например, ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкоголя всеми горячо поддерживалось. Однако все предыдущие годы данная мера, вызывавшая горячую поддержку у всех, так и не была реализована.

12 августа состоялось совещание по алкогольной тематике на еще более высоком уровне. В Сочи президент Дмитрий Медведев собрал не только членов правительства, но и представителей областных администраций.

На данном совещании помимо экономических и административных мер воздействия на нелегальный рынок обсуждались и различные возможности сокращения потребления алкоголя. В первую очередь среди молодежи. "Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия",— отметил президент, открывая совещание. Итогом данного мероприятия стали поручения по реализации комплекса мер, ранее рассмотренных правительством, а также разработка концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения страны. Наконец, президент заявил о необходимости введения минимальной цены — еще одной меры, в нужности которой участники рынка в течение нескольких последних лет убеждали правительство. Легальная водка, с которой уплачены акциз и НДС, сейчас не может стоить дешевле 89 рублей. Если акциз и НДС (а это при расчете применительно к пол-литровой бутылке водки как минимум 48 рублей) не платать, то в магазине подобный "левак" можно спокойно продавать за 40-50 рублей. Очевидно, что легальная продукция, конкуренции с нелегальной по цене не выдерживает. Если же ввести минимальную цену, то единственное преимущество у нелегальной продукции исчезает.

"Первый и очень важный момент, который уже заметен на рынке,— началась серьезная борьба с теневым оборотом. Введена минимальная цена,— рассказывает Александр Глусь,— Это очень важный и правильный шаг. Доступный, некачественный, незащищенный, нетехнологичный алкоголь формировал основную массу и возможность быстрой алкоголизации нации. Мы планируем и надеемся, что все эти начинания получат должное развитие. Процессы легализации и детенизации алкогольной отрасли выгодны всем: государству, потребителям, легальным производителям, то есть компаниям, которые формируют большую налогооблагаемую базу, платят налоги, заботятся о качестве продукта и защите его от подделок".

Очевидно также и то, что у контролирующих работу розничных магазинов органов должно быть основание для снятия с прилавка нелегальной продукции. С введением минимальной цены это основание появляется.

"Умеренные и уместные дозы качественного алкоголя — это радость общения, это культура. Когда нет доступа к преступно дешевому алкоголю, формируются цивилизованные традиции,— уверен глава компании Nemiroff.— Если с алкоголя не уплачены все налоги, это значит, что он нелегально попал в торговые сети и никто не будет контролировать его качество. Получается такой замкнутый круг, из которого, я надеюсь, Россия может выйти, если продолжать системно работать в этом направлении".

Таким образом, государство одновременно решило бороться как с нелегальным рынком, так и со сверхвысоким потреблением алкоголя в стране. И в отличие от предыдущих лет, реализация этих мер не заставила себя ждать.

Атака
Самая долгожданная мера — введение минимальной цены — оказалась наиболее просто реализуемой. Росалкогольрегулирование своим приказом ввело с 1 января минимальную цену на бутылку емкостью 0,5 литра в размере 89 рублей. Вопреки ожиданиям, основная масса магазинов минимальную цену соблюдает, что стало причиной общего повышения цен на рынке. Более того, водка оказалась одним из наиболее сильно подорожавших товаров. По подсчетам экспертов Центра развития Высшей школы экономики, за 25 дней января потребительские цены в среднем выросли на 1,7%, а водка — на 4%. Еще более решительны в своих оценках оказались аналитики ING, отслеживающие рост цен на товары в шести торговых сетях. По их данным, водка и пиво подорожали на 25%.

Таким образом, одновременно с ударом по нелегальному рынку реализацией одной простой и эффективной меры удалось увеличить общий уровень цен на алкоголь.

Кроме того, уже к началу 2010 года в правительство были внесены поправки к действующему законодательству, касающиеся ограничения розничной торговли алкоголем, ужесточения ответственности за его нелегальный оборот и лицензирования транспортных перевозок спирта.

Наконец, Росалкогольрегулированием была разработана, а правительством утверждена "Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации". Основные ее задачи — снижение потребления алкоголя к 2020 году в два раза и значительное сокращение нелегального рынка.

"Концепция — это рамочный документ, который теперь каждое ведомство обязано учитывать при разработке собственных программ. До сих пор были лишь отдельные ведомственные акты, а единых программ не было,— говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— Теперь у всех, кто имеет отношение к данной проблематике, есть ориентир".

Вы в успех антиалкогольной кампании верите?

Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области:


— Верю, ведь у нас есть положительный пример — антиалкогольная кампания начала 1980-х годов. Введенные тогда запреты отрезвляюще подействовали на общество. Да, были очереди и нелегальный спирт, но люди на самом деле стали меньше пить. Сейчас такая административная жесткость уже вряд ли возможна, поэтому акцент нужно делать на профилактику: открывать спортклассы, приглашать в школы и институты тренеров, развивать спортивную инфраструктуру. Необходимый шаг — введение монопольного права на производство спирта и установление госцены на водку. Меры, которые сейчас принимаются, последовательны, надо только не останавливаться и идти дальше. Например, применять финансовые и другие аргументы к тем, кто "трезво жить не хочет".

Олег Морозов, первый зампред Госдумы, заместитель руководителя фракции "Единая Россия":

— Я не верю ни в какие антиалкогольные кампании. Их так много было на Руси, что у народа к ним уже выработался иммунитет. И до тех пор пока мы не поменяем что-то в своих мозгах, пока не поменяем головы, ничего нам не поможет.

Михаил Барщевский, представитель правительства в высших судебных органах:

— Я верю в успех антиалкогольной кампании. Надо, конечно, смотреть законы, но в принципе верю. Борьба с коррупцией дала реальные практические результаты, пусть пока еще не очень ощутимые, но они есть. Если захочется, все можно сделать.

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края:

— Верю. Когда за дело берутся с умом, с пониманием всего комплекса проблемы, успех придет. Только не надо начинать с жестких запретов, с борьбы за абсолютную трезвость. Опыт говорит о том, что это тупиковый путь. Куда важнее обеспечить переход с привычного для России "северного" варианта пития на "южный" — с крепких напитков на легкие, натуральные вина.

Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США (Вашингтон):

— Не очень. Если задача в том, чтобы население меньше пило, то ее надо решать не путем регулирования алкоголя. Алкоголь — это последняя вещь, когда борешься с алкоголизмом. Проблема системная, она зависит от менталитета, образа жизни, психологии, образования, семейных отношений, атмосферы в семье, обществе и т. д. Американцы боролись с алкоголизмом путем совершенно фанатичного устанавливания приоритетов здорового образа жизни. Но с другой стороны, поборов алкоголизм, они попали в наркотики.

Олег Тиньков, председатель совета директоров банка "Тинькофф. Кредитные системы":

— Мировая практика показывает, что подобные кампании нигде не имеют успеха. Никакие, даже самые жесткие запреты и ограничения не отучат людей пить, если они сами того не захотят. И потом у страсти к алкоголю помимо культурной и социальной есть еще климатическая составляющая: в северных странах люди пьют чаще. И об этом надо помнить. Как и о том, что потребление высокоградусных напитков не зависит от уровня благосостояния страны: финны живут хорошо, а бухают как сумасшедшие.

Сергей Колесников, зампред комитета Госдумы по здравоохранению:

— Кампания рассчитана на десять лет, и ее успех будет зависеть от согласованности действий правительства, законодателей и всего общества, включая СМИ. В девяти из десяти фильмов герои пьют крепкие напитки и курят. Пока злоупотребление алкоголем не будет публично осуждаться, мы не сдвинемся с мертвой точки. Возможно, имеет смысл ввести ограничение доступа алкоголиков к госслужбе. Для многих это может стать серьезным поводом завязать с пагубной привычкой.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России:

— Я верю в успех антиалкогольной кампании, если она будет грамотной. Сейчас самое важное — решить вопрос о водке. У нас ее чрезмерное потребление связано с получением государства налогов от производства. Пусть государство заберет себе ее производство и торговлю. А частному предпринимателю оставьте более дорогие и трудно производимые напитки — дистилляты, вина, ликеры. Сейчас борьба за водку приводит к тому, что у нас нет и нормальных напитков.

Павел Теплухин, предприниматель, бывший управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог":

— Результат возможен. Нужно начинать с пропаганды, это большая и важная тема. Хотя идея неприбыльная, но нужная, и если государство действительно готово проводить эту работу, то при объединении усилий федеральной и местной власти и общества эффект возможен.

Валентина Петренко, председатель комитета Совета федерации по соцполитике:

— Если не верить, то не стоит и начинать. Победить массовый алкоголизм можно, если взяться всем вместе. Нужно установить жесткий контроль над качеством продукции, ввести госмонополию на производство спирта, запретить продажу крепких напитков людям в нетрезвом состоянии и несовершеннолетним. Еще нужно большими буквами писать на каждой бутылке о вреде алкоголя для здоровья. Однако куда важнее профилактика: детям с раннего детства нужно личным примером показывать, что счастливым может стать только непьющий человек.

Сергей Полонский, председателя совета директоров Mirax Group:

— А есть такая кампания? Это ОАО или ЗАО?
 
Коммерсантъ
15.03.2010