Четверг, 18 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Елена Неселовская: Спирт, который выдержан меньше месяца, я бы использовать для производства водки не стала

Нравится вкус напитка или нет, если речь идет о слабом алкоголе, зависит во многом от личных, субъективных предпочтений. В случае же с водкой, напротив, прежде всего качество напитка определяет его вкус. Об этой взаимозависимости в интервью BUSINESS GUIDE рассказала главный технолог завода "Nemiroff" ЕЛЕНА НЕСЕЛОВСКАЯ.

BUSINESS GUIDE: Как качество водки влияет на ее вкус?

ЕЛЕНА НЕСЕЛОВСКАЯ: Качество водки напрямую зависит от качества трех ее составляющих: спирта, воды, а также организации технологического процесса производства. От того, используется ли классическая схема обработки водки активированным углем растительного происхождения или нет. Несмотря на высокоразвитые современные технологии очистки и подготовки спирта и воды, процесс обработки углем остается по-прежнему актуальным. От качества сорбента, его химической и каталитической активности зависит даже вкус водно-спиртовой смеси.

BG: Где вы покупаете правильный уголь?

Е. Н.: Этот сорбент производят в Перми. В России всего два подобных завода, которые располагают собственной базой и могут обжигать в печах сырье. На рынке продается много углей восстановленных, которые уже использовались в процессе очистки водки и были реанимированы. Но, естественно, это сырье менее высокого качества, его ресурс гораздо ниже, нежели у новых углей.

BG: Из чего делают угли, которые используют для очистки водно-спиртовой смеси?

Е. Н.: Их делают из твердых пород деревьев. Очень популярны березовые угли. Технологии развиваются, и в последнее время начали использовать косточковые угли — из абрикосов, персиков, кокосов. Древесина или косточки при высоких температурах и высоком давлении обжигаются в специальных печах, и получается активированный уголь. Затем он дробится и используется в ликероводочной промышленности.

BG: Какой уголь, на ваш взгляд, лучше использовать для очистки водки?

Е. Н.: Тут нельзя говорить о том, какой уголь лучше. Речь идет о том, что различный уголь по-разному влияет на вкус водки. Если мы хотим получить чисто водочный вкус, присущий классической русской водке, нужно взять березовый уголь. Если это водка чистая, нейтральная, как сейчас привыкли говорить, без вкуса и запаха, то она выдержана на косточковых углях. Не говоря уже о композициях с различными ингредиентами. Можно и подсластить, и аромат добавить напитку с помощью спиртов, настоянных на травах, к примеру яблоках.

BG: На чем на заводах Nemiroff настаивают спирты?

Е. Н.: Ароматные спирты мы готовим из сушеных яблок, трав, липы. Если готовим настой, то заливаем растительное сырье спиртом разной крепости и в течение определенного времени, 3-7 суток, оно настаивается. В результате получается ароматный спирт. Продолжительность настаивания зависит от того, какой вкус и аромат мы хотим получить. На протяжении всего времени идет процесс экстрагирования, и если вначале могут появиться отличные ароматы, то передержав настойку, мы можем получить совершенно другой вкус. Эти факторы при разработке рецептуры и учитывает технологическая служба. Нами разработан технологический регламент, который описывает методы и способы настаивания десятков ингредиентов.

BG: На чем еще вы настаиваете водку?

Е. Н.: При наличии столь богатой сырьевой базы и особенно традиции приготовления водок у славян продукцию торговой марки Nemiroff невозможно представить без ароматов и натуральных добавок. Таких, как перец, мед, специи — тмин, черный перец, кардамон, гвоздика, корица; множество трав — иссоп, полынь, шалфей мускатный, к примеру. Кроме того, яблоки сушеные, березовые почки и многое другое.

BG: Вы используете только натуральные компоненты и никаких искусственных ароматизаторов или консервантов в вашей водке нет?

Е. Н.: При наличии всего перечисленного есть ли смысл использовать какие-то химические добавки? Мы отказались от искусственных добавок еще на фазе подготовки производства. К примеру, есть искусственный смягчитель — глицерин. Несмотря на дешевизну и простоту его применения, мы глицерин никогда не использовали, поскольку нет смысла добавлять глицерин, если можно смягчить водку натуральными ингредиентами. Это и полезнее, и вкуснее. Что касается консервантов, они не могут применяться при производстве крепкого алкоголя: в этом нет необходимости, поскольку спирт сам по себе является консервантом, а водка на 40% состоит из спирта.

BG: Помимо качества углей и вкусовых добавок что еще влияет на вкус водки?

Е. Н.: Важна рецептурная композиция, понимание того, какой вкус и аромат мы хотим получить. После того как водно-спиртовая смесь прошла подготовку — очистку с помощью различных фильтров, настает время создания из ингредиентов рецептурной композиции. Но первоочередное влияние на вкус водки оказывает все-таки процесс подготовки водно-спиртовой смеси, принятый на заводе. То есть мягкие водки проходят дополнительную очистку в тех же самых угольных фильтрах, но в различных их комбинациях. Водку могут обрабатывать серебром — это тот же уголь, но экранированный серебром. Через подобные фильтры можно прогонять и спирт. На некоторых заводах применяют выдержку спирта.

BG: Зачем выдерживать спирт?

Е. Н.: За это время в спирте наступает химическое равновесие. Спирт ведь сложная химическая система, в которой происходит много окислительно-восстановительных реакций, и когда они заканчиваются, у продукта совершенно иной вкус, нежели у того же спирта через пару месяцев после выгонки.

BG: На вашем заводе выдерживают спирты?

Е. Н.: Да, для производства водок суперпремиального сегмента, таких как LEX и LEX Ultra, мы выдерживаем их не меньше шести месяцев.

BG: Можно ли сказать, что чем дольше стоит спирт, тем он становится лучше?

Е. Н.: Не думаю, что у кого-то есть возможность держать спирт годами, и смысла в этом нет: он не станет принципиально лучше. Есть необходимый минимум — не менее шести месяцев, и его достаточно. А вот спирт, который выдержан меньше месяца, я бы использовать для производства водки не стала. И, думаю, многие производители со мной согласятся. Много говорят о том, как и почему выдерживается вино и коньяки, к примеру. Гораздо меньше известно о том, что спирт тоже организм и ему тоже нужно время выстояться после того, как его прогнали через очистительную колонну. За месяц вкус поменяется в лучшую сторону.

BG: Как вода влияет на вкус водки? Вы свою откуда берете?

Е. Н.: У нас собственные артезианские скважины. Каждый географический регион имеет водные запасы с уникальным составом солей, который влияет на вкус водки, производимой в этом регионе. Если же очистить воду на молекулярном уровне и, получив дистиллированную жидкость, смешать ее со спиртом, вкус будет жесткий. Если в спирте есть негативные вкусовые характеристики, горечь к примеру, мы почувствуем это сразу. Если в воде есть соли, они вступают в реакцию с компонентами спиртового раствора, и получаются комплексы, которые формируют вкус продукта. Один и тот же спирт, смешанный с разной водой, даст водку с различным вкусом.

BG: Когда говорят про вина, признают, что на их вкус и качество влияет почва, на которой растет виноград, погода, сорт... Если говорить о водке, влияет ли на нее подобным образом зерно, из которого производят спирт?

Е. Н.: Зерно ключевым образом на вкус водки не влияет. От его характеристик зависят скорее экономические показатели производства на заводе. Есть, конечно, множество характеристик качества зерна, которые влияют на качество спирта, сделанного из него. Но завод сам заинтересован в покупке хорошей продукции и производстве спирта высокого класса — "люкс" и другого — и не будет покупать некондиционное зерно.

BG: Что вы думаете о качестве водки из спирта не пшеничного, а сделанного из картофеля или свеклы, к примеру?

Е. Н.: Система производства спирта из этих продуктов несколько отличается от зерновой, и полученные спирты отличаются по органолептике. Если производить спирт из картофеля, можно добиться тех же физико-химических показателей, которые стандартны для зерновой водки, но в нем все равно будут чувствоваться на вкус специфические компоненты. У водки в результате будет специфический вкус и аромат. То есть нейтральную водку без вкуса и запаха из овощного спирта не сделаешь. В Украине, например, еще с советских времен исчезла необходимость в производстве подобных спиртов, и схемы их производства умерли.

BG: Получается, качественный продукт может быть невкусным?

Е. Н.: Конечно, может. Вкус очень часто понятие субъективное. Почему? Покупателю может не нравиться рецептура, аромат. Анис, к примеру, он не любит, и куда его ни положи, в любой концентрации потребителю будет невкусно. Подобные характеристики больше применимы, когда речь идет о вкусовых водках — тут важны личные предпочтения. Если же это чистая белая водка и потребитель говорит, что она невкусная, он скорее любитель ароматных водок, может, предпочитает более мягкий/сильный водочный вкус или же действительно это производственный дефект, который вызывает дискомфорт.

BG: Отличается ли отечественная технология производства водки от того, что делают на Западе, или мы производим примерно одно и то же?

Е. Н.: Отличается. У нас, в России и в Украине, несколько иная технология производства спирта. На Западе не применяют столько степеней очистки, как это принято у нас. Производители не видят в этом смысла, поскольку западные стандарты и нормы значительно мягче отечественных. Если мы добиваемся, чтобы в литре водке было альдегидов не больше 4-6 мг, как того требует наш стандарт, то в США, к примеру, допустимая норма — 150 мг. Считается, что если продукт безопасен для здоровья, его можно продавать. А нам помимо безопасности для здоровья приходится следить и за строгими санитарными нормами и заниматься очисткой эффективнее. К примеру, мы пьем коньяк и получаем в среднем до 30 мл сивушным масел в литре, а если пьем классическую водку — всего 2-3 мл на литр.

BG: То есть лучше пить водку, чем коньяк?

Е. Н.: Получается, да. Но главное — это не злоупотреблять.
 
Коммерсантъ
15.03.2010