Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2010 по делу N А58-3972/2009

Представление документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение заявителем Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку такие документы должны находиться непосредственно в торговой точке.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Косачевой О.И., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу потребительского общества "Эрэл" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года по делу N А58-3972/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.)

установил:

потребительское общество "Эрэл" (далее - ПО "Эрэл", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Томпонскому району Республики Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция) об отмене в полном объеме постановления N 16 от 29.04.2009 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что до вынесения постановления о назначении административного наказания общество представило документы, подтверждающие законность реализации алкогольной продукции, поэтому у налоговой инспекции не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Кроме того, по мнению общества, сбор доказательств налоговой инспекцией был проведен с существенными нарушениями положений статей 27.8 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), поскольку в протоколе N 17 от 27.04.2009 об административном правонарушении отсутствуют подписи понятых.
Заявитель указывает также на малозначительность административного правонарушения и затруднительное финансовое положение как на основания освобождения его от административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, ПО "Эрэл" просило рассмотреть жалобу без его участия, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекцией не направлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.03.2009 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения ПО "Эрэл" законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу магазине "Алдан", расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с. Крест-Хальджай, ул. Центральная, 19, в результате которой при осмотре сопроводительных документов на настойку сладкую "Коньячная с ароматом клюквы" не совпала дата розлива: на бутылке дата розлива - 12.08.2008, а в представленном сертификате соответствия дата розлива - 18.06.2008.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.03.2009.
О факте правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, в отношении ПО "Эрэл" составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2009 N 17. На момент составления протокола об административном правонарушении обществом были представлены надлежащие сопроводительные документы на настойку сладкую "Коньячная с ароматом клюквы".
Постановлением налоговой инспекции о назначении административного наказания N 16 от 29.04.2009 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ПО "Эрэл" в суд с требованием об отмене указанного постановления в полном объеме.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, а также о том, что налоговой инспекцией в процессе привлечения общества к административной ответственности не допущено существенных процессуальных нарушений.
По аналогичным основаниям апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов законными и обоснованными в силу следующего.
Административная ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации наступает при нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Особенностью квалификации правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации является то, что объективная сторона деяния, влекущего ответственность на основании данной нормы, состоит в нарушении правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не перечислены в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В силу пункта 1 статьи 10.2, пункта 2 статьи 16, абзаца седьмого пункта 1 статьи 26 вышеназванного Закона запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи) на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил продажи предусмотрена обязанность продавца довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям и представить для ознакомления один из следующих документов: сертификат или декларацию о соответствии, копию сертификата, товарно-транспортные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом).
Таким образом, вышеназванные документы на алкогольную продукцию должны находиться в торговой точке.
Судами обеих инстанций установлен и заявителем кассационной жалобы не оспаривается факт представления обществом в момент проведения проверки сертификатов соответствия на алкогольную продукцию с иной датой розлива, чем та, с которой алкогольная продукция была выставлена на реализацию. Данное обстоятельство правомерно расценено налоговой инспекцией и судами двух инстанций как непредставление в момент проверки сертификатов соответствия на реализуемую алкогольную продукцию.
Судами также установлен факт наличия у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, которые были представлены обществом в налоговый орган после проведения проверки до составления протокола об административном правонарушении.
Представление указанных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Довод общества о том, что в протоколе N 17 от 27.04.2009 об административном правонарушении отсутствуют подписи понятых, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и правомерно отклонен, так как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает обязательность присутствия понятых при составлении протокола об административном правонарушении и наличия в нем их подписей. В акте проверки соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции и в протоколе осмотра от 26.03.2009 в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 27.8, пункта 8 статьи 27.10 КоАП Российской Федерации подписи понятых имеются.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии негативных последствий и о малозначительности совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.
Названные доводы были предметом надлежащего исследования и оценки при рассмотрении спора по существу и обоснованно отклонены с учетом положений статей 2.9 и 30.7 КоАП Российской Федерации, предусматривающих право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения, а также разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ПО "Эрэл" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, вывод суда о том, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, основан на надлежащем исследовании и оценке в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, постановлением налоговой инспекции назначена мера наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Довод жалобы о крайне затруднительном финансовом положении общества не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку такое основание Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, а налоговой инспекцией, как указано выше, назначено минимальное административное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ссылка общества на постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2004 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2008, соответственно, по делам N А19-20157/08-28 и N А65-4712/2008-СА3-43 несостоятельна.
Не принимается кассационной инстанцией также ссылка заявителя жалобы на постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 года по делу N А19-2249/03-26, поскольку по указанному делу судом рассматривалась правомерность привлечения предпринимателя к ответственности по пункту 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, устанавливающему ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре или упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, в то время как по настоящему делу общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, то есть за нарушение иных, не предусмотренных пунктами 1 и 2 данной статьи, правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки вышеназванных выводов судебных инстанций и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2009 года по делу N А58-3972/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

 

26.02.2010