Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
«Мы говорим: декларируй»

Со вчерашнего дня перестал действовать порядок, который существовал на нашем парфюмерно-косметическом и продовольственном рынке почти 20 лет. Отменена обязательная сертификация соответствующей продукции. Специалисты опасаются, что это может привести к появлению большого количества недоброкачественных товаров и скачку цен. Однако власти настаивают на том, что система контроля у нас отлажена хорошо и волноваться потребителю не о чем.

Обязательная сертификация была введена у нас в начале 90-х годов. В те времена вопрос стоял остро: в страну хлынул поток некачественных товаров со всего света. Механизм был установлен такой: производитель представлял свою продукцию в сертификационные центры, где эксперты проверяли качество его товара и выдавали на него соответствующую «бумагу». Со вчерашнего дня продукты питания, косметика и парфюмерия могут продаваться без этого самого сертификата качества. Теперь производитель будет просто декларировать свой товар.

Как рассказал «НИ» председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, сделано это было для того, чтобы ликвидировать ненужные административные барьеры для бизнеса, ввести более современный механизм регулирования. «Таким образом, полномочия от чиновников, которые разрешают продавать ту или иную продукцию, переходят к гражданскому обществу, судебной системе и потребителю через закон о защите его прав», – пояснил парламентарий. По его словам, беспокоиться о качестве товара не стоит, поскольку система контроля за качеством продукции работает в полном объеме. «Для запуска на рынок достаточно декларирования, а это персональная ответственность, – утверждает г-н Федоров. – Мы же не просто снимаем сертификацию, мы говорим: декларируй. То есть, тот, кто выпускает парфюмерную продукцию, заполняет декларацию, в которой он перечисляет все требования, которые он выполнил. Просто ему не надо брать визу чиновника. Но эта декларация публичная, она направляется в органы власти. И если он обманул, а параметры его парфюмерной продукции не соответствуют тому, что он указал в декларации, это уже уголовная статья. Предприниматели на это не пойдут».

Депутат уверен, что это поможет бизнесу развернуться, ведь процесс сертификации был в значительной степени коррупционен, а теперь условий для дачи взятки стало меньше. Что касается потребителя, то его права также защищены законом. «Допустим, человек купил некачественный товар, – приводит пример законодатель. – Он имеет право получить за него очень серьезную компенсацию благодаря существующим гражданско-правовым механизмам. Конечно, их нужно развивать, но механизм, дающий право чиновнику разрешать что-то делать, устарел с точки зрения реального положения вещей в нашем обществе».

Как пояснила «НИ» Нина Середнякова, руководитель лаборатории по испытаниям парфюмерно-косметической продукции «Ростест-Москва» – организации, занимающейся сертификацией и тестированием, испытания продукции, которые были обязательны до вчерашнего дня, останутся в любом случае. «То есть это не в голом виде заполненная бумажка, – подчеркнула она. – Декларант заключает договор с какой-то лабораторией, а потом предоставляет протоколы испытания». Но так, по ее мнению, будут делать далеко не все производители, и в этом таится главная опасность для потребителя. Особую тревогу г-жи Середняковой вызывает то, что отмена сертификации коснулась потенциально опасных групп продуктов – косметики, парфюмерии и продовольствия, которые потребляются ежедневно. По ее прогнозу, принятое решение чревато появлением на рынке огромного количества фальсифицированной продукции.

Эти опасения разделяет и исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова. «Обязанность контроля за продукцией перекладывается на производителя, а далеко не все производители добросовестны, особенно экспортеры, – рассказала она «НИ». – А должного контроля со стороны властей нет». Есть и другие проблемы. «Решение принято и реализовано так быстро, что рынок просто не успеет на это отреагировать, из-за этого возникает проблема с маркировкой продукции, – пояснила г-жа Скоробогатова. – А это удар по потребителям, поскольку решение этой проблемы может быть чревато повышением цен. Возможно, на какое-то время придется остановить поставки продукции, ведь пока нет официального разрешения на дальнейшую продажу уже сертифицированной продукции с соответствующим знаком до окончания его срока действия. Сложно в один день поменять маркировку всей продукции, да и упаковка у производителей уже готова».
 
Новые известия
16.02.2010