Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Как нам бросить пить?

Правительство России приняло антиалкогольную концепцию: к 2020 году потребление спиртного должно сократиться на 55 процентов.

Не успели мы отойти от многодневных новогодних праздников, грядет серия новых, к которым народ уже начал запасаться спиртным. Между тем правительство приняло антиалкогольную концепцию, согласно которой потребление спиртного в России к 2020 году должно сократиться на 55 процентов. Возможно ли это и что для такого сокращения необходимо сделать? Об этом мы беседуем с главным наркологом области, руководителем областной (Челябинская область) наркологической больницы Борисом Изаровским.

- Борис Васильевич, какими были у вас новогодние каникулы?

- Для нашей службы новогодние праздники – самое хлопотное время. С 3 января у нас резко возросло количество госпитализаций, с 6 и 7 января – алкогольных психозов. Проблема алкоголизации населения области высока. Официально по стране на душу населения приходится 10,1 литра чистого спирта, у нас в области – 14,7, то есть почти в полтора раза выше среднего российского показателя.

- С чем это связано?

- Есть северные территории, где потребление алкоголя гораздо выше, – Сибирь, Дальний Восток. В южных регионах, где большой вес имеет ислам, пьют в разы меньше. Но основная причина злоупотребления алкоголем – социальная: смена общественно-политического строя в стране сыграла с людьми злую шутку. Нарушились сложившиеся устои, резко снизился уровень жизни, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, серьезное расслоение общества вызывают нервозность у человека. Он пытается купировать неурядицы, депрессию простым средством – алкоголем. Но так проблема снимается лишь на короткое время, потом становится еще хуже. Спиртное загоняет человека в замкнутый круг. В середине 90-х годов в области зарегистрирован резкий всплеск алкоголизма. Сегодня мы наблюдаем его вторую волну.

- Подъем алкоголизма вызван экономическим кризисом?

- Нет, последствия кризиса, реакцию на него мы увидим лишь год-два спустя. Чтобы предупредить эту ситуацию, которая стала выходить из-под контроля (среднее потребление неучтенного алкоголя достигло 18 литров на человека, тогда как Всемирная организация здравоохранения говорит о восьми), в нашей стране была принята антиалкогольная концепция. В ней было признано, что государство больше внимания уделяло экономическому развитию, нежели здоровью своих граждан. На сегодня приоритеты должны переместиться с точностью до наоборот, сказано в концепции: основной задачей политики государства должны стать благополучие и здоровье граждан.

Если в нашей области выпивается порядка 20 литров на человека, то, представьте, каковы у всего этого демографические последствия!

- Но ведь и антиалкогольная кампания, которую мы переживали при Горбачеве, не выход.

- И президент, и премьер-министр неоднократно говорили, что сейчас не будет бездумных запретов, закрытия магазинов, вырубки виноградников, с чем мы столкнулись в 1985 году. 10 лет обсуждается новая программа действий, было создано несколько проектов. Так что принятая новая концепция прошла серьезную подготовку.

- Как решено бороться с нашей национальной бедой?

- В концепции ставится несколько задач. Первая – не запретить употребление алкоголя (это просто невозможно сделать), но ограничить его доступность. Это предполагает продажу только в специальных магазинах или отделах со своим входом, как это было при советской власти. Ограничивается время продажи спиртного: его теперь нельзя будет купить круглосуточно в любом киоске. Нам нужно защитить хотя бы тех людей, которые еще не заболели алкоголизмом.

Много полномочий передается в введение субъектов Федерации. На уровне региона должен быть разработан законодательный акт, устанавливающий места продажи спиртного, условия и время.

Вторая задача концепции – качество спиртного. Если уж государство разрешает торговлю алкоголем, то продукт должен быть качественным, чтобы в спиртных напитках не было суррогатов, отравляющих веществ. Это должно оградить население от изготовления побочных продуктов.

Предпочтение будет отдаваться винам, причем качественным. Что касается пива и газированных слабоалкогольных напитков, их ждет уменьшение тары: никаких «полторашек», а тем более расфасовки по 2,5-5 литров уже не будет. Продажа спиртного в таких количествах просто недопустима. Человек взял баночку пива и должен этим ограничиться, иначе развивается пивной алкоголизм.

- А не повысили ли возрастную планку для продажи табака и спиртного?

- Вопрос этот неоднократно обсуждался, но не нашел отражения в концепции. В США и странах Европы весь алкоголь и табачные изделия продают только взрослым людям, достигшим 21 года. Полезно было бы и нам ввести такое ограничение. Ведь основное направление антиалкогольной концепции – профилактика. Однако предупредить развитие алкоголизма сложно, учитывая наши вековые традиции. Люди воспринимают алкоголь как непременный атрибут любого застолья, вечеринки, встречи друзей. В царской России таких объемов потребления, как сейчас, не было. Хотя в начале первой мировой войны был введен сухой закон, потому что Россия спивалась. Если бы удалось повысить запрещающую планку до 21 года, это бы резко ограничило приток молодых людей в сообщество алкоголиков.

- Антиалкогольная концепция правительства нацелена в основном на новое поколение?

- Да, во всех учебных заведениях будут введены дополнительные часы по воспитанию здорового образа жизни. Для этого будут разработаны и внедрены специальные образовательные программы. Из СМИ должна полностью исчезнуть реклама спиртного, в том числе пива и всех слабоалкогольных напитков. Будет развиваться и реабилитационное направление: лечение от алкоголизма не решает в одночасье всех копившихся годами проблем, человек долго выходит из этого состояния, меняется как личность. Для реабилитации нужны время, психологическая, психотерапевтическая, медикаментозная помощь, работа с окружением, родственниками, социальная адаптация.

Внедряя весь комплекс мер, нужно снизить потребление алкоголя на 15 процентов за два года. Такая поставлена задача.

- Вы считаете, народ станет меньше пить?

- Я убежден, что необходимо хоть что-то для этого делать. Сегодня у нас на учете 65-67 тысяч человек с разной степенью зависимости от алкоголя. Основная масса этих больных со злокачественной формой зависимости, когда спрятать это уже невозможно, и люди вынуждены обращаться к наркологам за помощью или родные приводят к нам спившихся сыновей, мужей. Но существует форма алкоголизма, протекающая более-менее благоприятно, с ней к врачам обращаются крайне редко. Так что есть огромный скрытый пласт людей, не попавших под наше наблюдение. Сколько их? На одного учтенного, как правило, семь неучтенных. Добавьте к этому числу родных алкоголика, которые становятся созависимыми и погибают в борьбе за него. Инфаркты, инсульты, тяжелые депрессии, самоубийства – удел этих людей. Наши психотерапевты работают с группами созависимых, обучая их правильно вести себя с больным, способам защиты от него и т.д.

И все это напрямую отражается на детях. У нас есть девятилетний мальчик, который несколько раз попадал в токсикологию с алкогольным отравлением. Пить он начал в шесть лет, взяв со стола родителей-алкоголиков рюмку. Алкоголизм передан ребенку генетически плюс он копирует поведение отца. Вот вам алкоголик во втором поколении.

Я уж не говорю о наших завсегдатаях, не представляющих жизни без наркологической больницы. Эти люди потеряли все: семью, работу, квартиру. Они пьянствуют, приходят к нам, выписываются после курса лечения и снова запивают. Алкоголь разрушил их физически, порвал все социальные связи, у них гепатиты, миокардиты, заболевания центральной нервной системы на грани слабоумия. Они не могут управлять собой. Причем возраст большинства из них – 40 с небольшим лет. Долгожителей у нас не бывает. Сейчас появились новые бомжи чуть старше 20, у которых нет ничего в жизни, кроме воспоминаний о пьяном угаре.

- Говорится ли в новой концепции о возвращении ЛТП?

- Проблема принудительного лечения тоже не нашла отражения в этом документе. Она рассматривается и прорабатывается давно, потому что есть немало лиц, от которых страдают окружающие, но справиться с ними практически невозможно.

- Женщины кричат о том, как пьяные мужья издеваются над ними, избивают детей. И сделать с этим ничего нельзя?

- Лечение трудом в советских ЛТП ничего не меняло, лишь позволяло семье отдохнуть от алкоголика. Сейчас предлагается другая структура, где этих людей, которых спиртное превращает в животных без тормозов, будут лечить. У них будет выбор: сесть за решетку за правонарушение (ДТП, избиение, кража) или пройти альтернативное лечение и последующую реабилитацию. Рассматривается вопрос и о принудительном лечении по обращению родственников. Но для этого требуется серьезная подготовка.

В областную наркологическую больницу обращайтесь по адресу: Челябинск, ул. 40 лет Октября, 32. Телефон регистратуры 775-12-08, телефон «горячей линии» 775-11-91.

mediazavod.ru
 

04.02.2010