История винокуренных заводов Алтая

В последний день января в России неофициально отмечается День рождения русской водки. Событие, послужившее причиной тому, произошло 31 января 1865 года. В этот день в Петербурге Дмитрий Менделеев защитил свою знаменитую докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою», над которой работал в 1863-1864 годах.

О пользе или вреде соединения спирта с водой и их влиянии на живой организм великий учёный в своей работе не говорил – рассматривался лишь удельный вес и сжатие двух жидкостей. Тем не менее, хлебное вино было распространено в стране задолго до исследования Менделеева.

По одной из версий его завезли в Россию из Скандинавии в XVI веке, по другой – из Генуи на сто лет раньше. Про крепкие напитки есть упоминания в летописях XI-XII веков. Факт, что к середине XIX века в стране уже выпускались спиртные напитки крепостью 38, 45 и 56 градусов. Больше всего винокуренных заводов было в европейской и южных областях Российской империи, но были они и в Сибири и на Алтае.

О частника к монополии

Первые частные винокуренные заводы появились в Сибири ещё во второй половине XVII века. С 1714 года по указу Петра I в Сибири было разрешено свободно производить вино людям всех званий, чем народ и пользовался – в хлебных районах крестьяне и посадские люди занимались производством спиртных напитков, пока не было серьёзной работы на полях – примерно по полгода. Летом такие частные заводики не работали.

Достаточно быстро государство осознало, что выгоды винокурения настолько очевидны, что необходимо вводить казённую монополию. А Алтайский горный округ получил к тому же с 1747 года особый статус, где развитие частного предпринимательства усиленно сдерживалось.
Так, в конце 50-х годов XIX века гамбургский подданный Гамбург Брокмиллер организовал на Алтае производство сахара - сначала засеял 30 десятин земли сахарной свёклой, затем построил сахарный завод, который в 1862 году дал первую продукцию - 600 пудов сахарного песка и 120 пудов рафинада. На следующий год Брокмиллер арендовал у Кабинета 300 десятин земли и помимо производства сахара попытался организовать побочное производство - выкурку спирта. В то время частное винокуренное дело было фактически незаконным. Влиятельный горный чиновник Константин Платонов добился закрытия завода, не учитывая жалобы местных купцов.

Изменения произошли после отмены крепостного права – страна разворачивалась на капиталистические рельсы, нужно было развивать промышленность и предпринимательство. В 1862 году купец Григорий Бадьин при протекции партнёра – чиновника Константина Платонова получает постановление Горного правления о допустимости частного винокурения на Алтае. Но на определённых условиях – не в Барнауле и не там, где расположено основное количество кабинетских заводов и рудников. Жители Алтайского округа выпивали тогда около 179 тысяч вёдер алкоголя в год (2,2 млн литров). Но он был в основном привозным.

Купец Григорий Бадьин показал партнёру отличное, по его мнению, место, где он часто охотился – деревню Соколово в Бийском округе на реке Иткуль, основанную ещё в 1730 году. Место оказалось удачное – есть вода, посевы зерновых, лес для топлива, люди. В 1867 году начали строить и возвели за 12 месяцев завод. К 1 январю 1869 года предприятие успело выкурить чуть более 2600 вёдер в пересчёте на сорокаградусное хлебное вино.

Завод постоянно наращивал объёмы производства: в 1869 году - 55 тыс. вёдер, в 1879 году - 500 тыс. вёдер, в 1889 году - 2 млн вёдер. В 1889 году на производстве был установлен новый батарейный паровой котёл. В 1895 году из Англии была выписана динамо-машина и приглашён электромеханик, который за небольшой период провёл электропроводку и подключил её к динамо-машине мощностью 100 киловатт и силой тока до 75 ампер – в селе загорелась лампочка - одна из первых в Сибири. Источником энергии служило водяное колесо. В 1898 году на заводе был смонтирован металлический непрерывно действующий брагоперегонный аппарат, изготовленный на медно-аппаратном заводе бельгийской фирмы «Альберт Гербст». В 1902 году для завода было построено новое кирпичное здание. Уже в 1869 году компаньоны открывают водочный завод в Барнауле, на котором из спирта делают водки, наливки, ликёры.

Вообще, винокуренные заводы Сибири начали техническую модернизацию производств позже заводов в европейской части России, но прошли её быстрее – за 8-10 лет.

В Соколово практически не было семьи, в которой кто-то ни трудился бы на заводе. В селе появились фельдшерский пункт, церковно-приходская школа, учителя которой содержал завод; метеостанция, православный храм; заводские рабочие обучались грамоте и новым технологиям.

Больше заводов

Монополия на производство хлебного вина на Алтае закончилась в 1893 году - после смерти энергичного горного чиновника, а затем предпринимателя Константина Платонова. В Бийске построили завод купца Рыбакова. Оборудование по тем временам было современным - в основном, производства иностранных компаний. Выпуск продукции в 1894-1900 годах составлял от 9400 до 18000 вёдер вина в год.

А в 1894 году под Барнаулом появился завод братьев Ворсиных. Ворсины имели в Барнауле оптовый склад готовой продукции, 9 питейных заведений. Производительность завода была рассчитана на 200−250 вёдер спирта. Завод размещался в кирпичных корпусах, вокруг него вырос посёлок: амбары для хранения зерна и картофеля, склады, жилые дома для служащих и рабочих, число которых в начале XX века достигло 100 человек, имелись школа и баня, содержавшиеся за счёт торгового дома. В начале 1900 года завод был оснащён паровыми двигателями.

В 1896 году в селе Баюновские Ключи появилось винокуренное производство купца Поскотинова. В конце XIX века на окраине Барнаула, между заимкой Игумнова и кладбищем (ныне Изумрудный парк) появился ликёро-водочный завод, построенный по английскому проекту, который осуществлял функции Казённого винного склада Министерства финансов Российской империи. Он состоял из спиртохранилища, конюшен, складов, угольного завода, мастерских и жилого дома, которые были выложены красным кирпичом, декорированы меандровой кладкой и замковыми завершениями оконных проёмов.

В 1900 году были построены здания ликёро-водочного завода в Змеиногорске – поначалу как казённого винного склада. Они включали в себя здания цистерн, материального склада, бондарни, ледника, углеобжигательные печи, двух сараев для хранения вина, сарая для укладки бутылок и бочек на повозки. Появились небольшие пивоваренные заводики и в других городах Алтая.

Картельный сговор


Монополии не стало, но фактически никто из производителей от этого не пострадал. Винокуренная промышленность Сибири уже в 1887 году уличалась в картельном сговоре – тогда это называлось стачкой виноторговцев-монополистов. В тот год владельцы водочных заводов и оптовых фирм Томской губернии собрались на вече, где сообща решили все производство и торговлю спиртным сосредоточить в руках самых крупных бизнесменов. Для этого мелкие хозяева бизнеса передали свои заводы и склады в аренду, получив отступные. При этом купцы решили разом поднять цены на водку – с 4,6 рублей за ведро до 6-8 рублей. Государственные доходы от поступления акцизов рухнули и со сговором стали разбираться следовали – 13 предпринимателей предстали перед окружным судом. Но большинство отделались небольшими сроками.

Очень многие сибирские миллионеры той пору были «водочными королями», винокуренная промышленность способствовала росту крупной буржуазии в Сибири и на Алтае в частности. В 90-ых годах XIX века винокуренная промышленность производила составляла почти треть производства всей обрабатывающей промышленности Сибири.

По мнению таких исследователей, как известный алтайский историк Александр Бородавкин, это было следствием того, что хлебные богатства Сибири не имели достаточного рынка сбыта, зерно было не дорогим. Плюс царское правительство предоставляло винозаводчикам целый ряд льгот и охотно субсидировало их, для производства вина необходимо было простое и не самое дорогое оборудование, в Сибири был свой обширный рынок сбыта водки - золотые прииски, народы севера, города и села Сибири.

В итоге треть выращиваемой товарной ржи в Сибири и около 12% остального товарного зерна шло на производства спирта. Это в определённой степени способствовало развитию растениеводства.

Конец изоляции

Со строительством Сибирской железной дороги в 1896 году рынок алкогольной продукции разных регионов страны стал сближаться. Треть реализуемого на Алтае алкоголя стала привозным, хотя поступал он, в основном, в городские питейные заведения, оформленные по европейскому образцу. А на селе долгое время доминирующим видом торгового заведения оставался питейный дом, весь ассортимент которого сводился к продаже простого и очищенного хлебного вина.

К началу XX века на Алтае работали шесть крупных винокуренных заводов. Когда в Сибири в 1902 году ввели государственную монополию на изготовление и продажу водки - коммерческие дела предпринимателей пошли умереннее.

Потом был сухой закон в годы Первой мировой войны, революция, Гражданская война, когда отступающие части белогвардейцев порывались сжечь водочные предприятия на Алтае, чтобы они не достались красным (население сел отстояло). Национализация предприятий, простой в годы НЭПа, работа для фронта во время Великой Отечественной войны – нужен был спирт. Модернизация в послевоенное время, борьба с алкоголизмом в 80-ые годы и рыночные преобразования. Сегодня спиртные напитки, в том числе водку, на Алтае по-прежнему производят.

Личность в истории


Особое место в истории винокуренного производства на Алтае занимаем горный чиновник, а затем миллионер и «водочный король» Константин Платонов. Вместе с компаньоном он открыл первый в округе винокуренный завод, переживший разные моменты истории.

Родился будущий миллионер в 1812 году в Перми в семье потомственного дворянина Павла Платонова. Учился в пермской гимназии, но в 15 лет, не окончив полного гимназического курса, пошёл работать – начал карьеру с должности унтер-шихтмейтера 3-го класса в штате Уральского горного правления. К 33 годам стал титулярным советником, служил горным землемером и столоначальником, потом перешёл в департамент горных и соляных дел Минфина.

В 1846 году приехал на Алтай. На государевой службе Константин Платонов находился до 1871 года, но, как пишет историк Валерий Скубневский, первый свой бизнес он открыл ещё в начале 1860-х - мельницу в Зудилово. Затем был винокуренный завод в Соколово. А в 1873 году Константин Платонов запускает новый бизнес-проект - стекольное производство, тоже первое на Алтае. Спиртное теперь разливают в свои бутылки - стеклянные и, для истинных ценителей, хрустальные. При этом завод производит посуду для продажи и оконное стекло.

К концу 1880-х у Платонова и компаньонов уже 10 оптовых складов и 46 питейных заведений. Обороты промышленных предприятий Платоновых - 600 тыс. рублей в год, торговых - только в Барнауле 250 тыс. рублей. Платоновы помогали строить и содержать гимназии в Барнауле, давали деньги на больницы, противопожарное дело. Их дом в Барнауле на ул. Пушкина, 40 стоит до сих пор.

Наследник Константина Платонова, Иван, продолжил дело отца, развил мукомольное производство. Затем купил пароходство, состоявшее из четырёх огромных барж под названием «Бия», «Катунь», «Алей» и «Ануй» и одного пассажирского судна «Ольга Платонова». Пароходы использовалось в первую очередь для перевозки муки и хлеба.

В Зудилово, где у миллионера находилась дача, строится электростанция, а из Барнаула по дну Оби протягивается телефонный кабель. Ещё одна линия связывала его усадьбу на ул. Пушкина в Барнауле и склады на улице Анатолия. В 1900 г. Иван Платонов строит электростанцию в центре Барнаула, электроэнергия с которой поступала в магазины Сковородова, Второва, в дома купцов Флягиных и Федуловых, в здание Алтайского общественного собрания и Народный дом.

На правах первого человека в городе, Иван Константинович становится главным городским благотворителем: член Общества попечения о начальном образовании, попечитель мужской и женской гимназий, член комиссии по открытию сельскохозяйственного института. В 1899 году Ивана Платонова избирают городским головой. В 1911 году Платонов вновь занимает должность городского головы.

Платонов строит за свой счёт кузнечный, плотничный и шорный цеха для пожарного депо. Но бизнес-империя Ивана Платонова не продержалась и до революции – пришла в упадок. Умер Иван Платонов в 1925 году, будучи тяжело больным.

К слову:


В 1907 году Барнаульская городская дума утвердила правила содержания пивных лавок. Среди требований: строго соблюдать чистоту, иметь ледник, мебель, в том числе вешалки для верхней одежды, часы над стойкой, фонарь перед входом. Приказчиками могли быть только мужчины не моложе 21 года. Азартные игры в пивных ларьках запрещались, отпуск разливного напитков в одни руки - не более одного ведра.


altai.aif.ru
 

31.01.2019