Спирт из амурской картошки: история виноделия в области началась с борьбы против китайской водки

Амурская область еще до революции славилась своими винокуренными заводами. Ведро очищенной водки местного разлива в то время можно было купить за девять рублей. Винно-водочную историю региона узнали корреспонденты «Амурской правды».

Амурчане «травились» маньчжурской ханкой

Виноделие в Приамурье берет начало во второй половине XIX века. В то время мужчин в области было значительно больше женщин — шло активное освоение новых земель, разрабатывались золотые месторождения. Выпить и казаки, и старатели любили. А вот с алкоголем дела обстояли не так гладко. Поставка крепких напитков в регион была бесконтрольной и носила больше контрабандный характер.

Официальный алкоголь доставляли сухопутным путем из европейской части России через Забайкалье, морем — через порты Николаевск и Владивосток. Но самой активной была нелегальная торговля дешевой маньчжурской ханкой.

Бороться с контрабандой власти решили самым кардинальным методом — в 1865 году разрешили устройство винокуренных заводов в Приамурье (по распоряжению министра финансов и заключению Совета Главного управления Восточной Сибири).

Через два года, 1 мая 1867-го , благовещенский купец первой гильдии Михаил Осипович Мокеевский и его жена Александра Иакимовна Капараки получили разрешение на строительство винокуренного завода в 45 верстах от Благовещенска — на заимке Новинка, недалеко от деревни Егорьевка. Уже через год в Приамурье вблизи Зейской притоки — речке Новинке-Воробьевской — открылся первый винокуренный завод «Михайловский», традиционно названный по имени владельца.

В сохранившихся подвальных книгах Михайловского завода за 1868—1869 годы указано время поступления первого спирта в подвал завода — февраль 1868 года. С 1869 по 1872 год на заводе выкурили (выкурка — процесс перегонки спирта. — Прим. авт.) 2 миллиона 169 тысяч 115 градусов спирта, то есть изготовили от 10 до 25 тысяч ведер 40‑градусного спиртного. В деньгах — 215 тысяч 981 рубль 41 копейка.

Лукин дал заводу вторую жизнь

Правда, дела у первого амурского винодела не заладились. Местное население все еще предпочитало «травиться» дешевой китайской водкой. И спустя пять лет, в 1892 году, Михаил Мокеевский был объявлен несостоятельным должником. Его имущество — Михайловский завод, каменный винный склад в Благовещенске и несколько домов на углу улиц Графской (Калинина) и Набережной (Краснофлотской) — было продано с торгов благовещенскому купцу первой гильдии Владимиру Михайловичу Лукину.

Один из первых амурских виноделов (родоначальник династии), купец второй гильдии Михаил Павлинович Пьянков, разбогател на торговле книгами, а потом перешел на вино.


Новый владелец серьезно взялся за оборудование завода. Летом 1894 года установили непрерывно действующий аппарат фабрики «Мюллер и Фугельман и Ко». Он состоял из железного куба, медной передаточной колонки, холодильника, сортировочного фонаря и парового регулятора. В оснащении имелись: железный чан для сбора отбросов и сивушного масла, железный сборник для сырого спирта. Для учета ректификационного спирта на железных постаментах установили два контрольных аппарата системы «Сименс и Ко».

В этом же году построили подвал, рассчитанный на 300 бочек спирта, хлебный амбар, вмещавший 80 тысяч пудов припасов, и каменную сушилку. Появился второй паровой котел. Хлеб для производства Лукин закупал в Забайкальской и Амурской областях, но по большей части — в Маньчжурии.

Благодаря усовершенствованиям завод в 1892—1893 годах дал 52 тысячи 500 ведер спирта, в 1893—1894‑х — 78 тысяч, в 1894—1895 годах — 92 тысячи 800 ведер. На предприятии трудилось 27 человек, поденная плата составляла от 80 копеек до двух рублей.

Конкуренты из Хабаровска

В конце XIX века на рынок области выходит крупная винокуренная компания — Торговый дом «М. Пьянков с Бр.». Основанный в 1894 году в Хабаровске с общим капиталом 150 тысяч рублей торговый дом Пьянковых имел крупный винокуренный завод в городе Никольске-Уссурийском. В 1893 году глава фирмы Михаил Павлинович Пьянков приобрел в Благовещенске по купчей участок земли и построил целый комплекс зданий — кирпичный очистной склад, склады спирта и денатурированного спирта, двухэтажный дом, отведенный под контору и квартиры, и другие производственные и жилые помещения.

Приход второй винокуренной компании на рынок области не удовлетворил имеющихся потребностей в спирте и почти не повлиял на уровень цен, хотя в первое время понизил цену одного ведра на рубль.

Китайский хлеб шел на спирт

В этом же 1898 году благовещенский купец второй гильдии Афанасий Никитович Макаров (глава товарищества «А. Н. Макаров и Ко») подал прошение в Благовещенскую городскую Думу. Он хотел получить в арендное пользование земли под строительство винокуренного завода в шести верстах от Благовещенска — вблизи деревни Астрахановка на берегу реки Зеи. Макаров планировал выкуривать не более 100 тысяч ведер вина в 40 градусов, используя картофель и китайский хлеб, который доставляли по Сунгари и Амуру.

Кстати, завод Макарова первым стал выкуривать спирт из местного картофеля. В 1908 году производство потребило 21 тысячу 232 пуда картофеля.

Девятого октября 1912 года пожар, который не могли потушить 10 часов, полностью уничтожил завод Макарова с большими запасами спирта. Через год фабрику отстроили вновь.

Бочки и бутылки были в дефиците

В 1911 году на винокуренных заводах Благовещенска работало 109 рабочих. Среди них — 54 русских, 52 китайца, один японец и двое людей других национальностей. Рабочий день длился 9—11 часов. По отзыву управляющего одного из заводов, «достоинство русских рабочих самое наилучшее, доказательством служит продолжительность служения некоторых лиц по нескольку лет».



Средний годовой доход обычного рабочего на винокуренном заводе составлял 350 рублей. Однако были и исключения. Так, некоторое время главным винокуром Михайловского завода был русский подданный французского происхождения Эрнест Эрнестович Фоллард. Он за свою работу получал 2000 рублей в год.

Проблемой для винокуров было отсутствие в области квалифицированных бондарей и подходящего леса. Бочки делались из лиственницы, сплавленной из Забайкалья. Также сохранялись бочки из‑под спирта, поступающие из европейской части России. Стеклянная посуда была привозной, широко использовались и бутылки из‑под водки других заводов. Вскоре на месте винокуренного завода в имении Новинка Лукин основал стеклоделательный завод для производства водочной и пивной бутылки, на которые в Приамурье был большой спрос. Предполагалось выпускать 60—90 тысяч бутылок в месяц.


ampravda.ru
 

14.08.2018