Тел/факс: +7 925 5447677, эл. почта: sobor.center@mail.ru
Суббота, 27 апреля 2024 г.
Общие подходы к разработке
национальной алкогольной политики
 

"Сухой закон" и желеобразный спирт

70 лет назад в Финляндии открылись после долгого перерыва винно-водочные магазины! "Сухой закон" провалился и в этой стране. Если бы Президент Советского Союза Михаил Горбачев не счел бы за труд изучить опыт соседей, то не наворотил бы такую массу ошибок в ходе печально известной "антиалкогольной кампании".

Царь был против

Летом 1932 года у магазинов разных городов Финляндии выстроились огромные толпы покупателей. Газета "Хельсингин саномат" живописала это событие в репортажах из разных регионов. Из города Куопио, к примеру, сообщалось: "Когда из дверей центрального магазина появился самый первый покупатель, державший бутылку в высоко поднятой руке, его приветствовал мощный гул голосов. Однако до закрытия магазинов в первый день покупки довелось сделать не всем желающим". За порядком у магазинов следили специально выделенные наряды полиции, все же дело порой доходило до драк.

- Какой исторический опыт вынесли финны из запрета на продажу алкогольных напитков в стране? - с таким вопросом корреспондент "Парламентской газеты" обратился к Мике-Пеке Миеттинену, директору государственной компании "Алко", которая обладает монопольным правом на торговлю в Суоми крепкими напитками, винами и даже пивом свыше 4,7 градуса.

- Запрет на продажу алкогольных напитков существовал в Финляндии на протяжении 1919-1932 годов. На мой взгляд, это была ошибка. Главное в том, что потребление алкоголя в стране, несмотря на "сухой закон", в это время росло быстрее, чем прежде...

Историческая хроника гласит, что принятию "сухого закона" в Суоми предшествовала длительная борьба с участием... русского царя. При этом он выступал в роли силы, которая сдерживала горячие головы поклонников трезвости. Вот как это было.

1905 год. Профсоюзы и общество трезвости, которые стремились снизить уровень пьянства среди рабочих и крестьян, выступили за установление тотального запрета на потребление алкогольных напитков.
1907 год. После жарких дискуссий финский парламент принял "сухой закон", однако царь не утвердил его (Суоми тогда входила в состав Российской империи), так как сомневался в его успехе.

1909 год. Депутаты Финляндии повторно приняли закон, но и на тот раз царь не дал ему ходу.

1914 год. В связи в введением военного положения после начала Первой мировой войны финские власти все же запретили продажу крепких напитков. Только рестораны первого класса сохранили право подавать алкоголь.

1917-1919 годы. Временное правительство Керенского решило поддержать один из законов, принятых ранее финским парламентом. Но запрет вступил в силу
1-го июня 1919 года, когда Финляндия уже была независимым государством.

Наивность авторов закона

Вот так Суоми в конце концов была объявлена "страной всеобщей трезвости". В министерстве социальных дел был создан специальный отдел, которому было
поручено следить за претворением в жизнь этого закона. Спирт производился в стране под строжайшим контролем только для нужд медицины, науки и техники. Финские депутаты, политики и лидеры профсоюзов наивно полагали, что с пьянством можно покончить очень просто - стоит лишь закрыть магазины. Как же они ошибались!

За производство водки и других спиртных напитков принялись не только частные самогонщики, но и теневые дельцы с размахом, которые вскоре создали крупные подпольные объединения. "Страну трезвости" стали заливать потоки зелья, которое было доступно всем желающим не только днем, как было раньше, но даже и по ночам. Полиция, как ни старалась, не могла справиться с натиском дельцов и теми, кто стремился приобрести бутылку-другую. К тому же на "черном рынке" стали появляться напитки низкого качества, которые оказывали вредное воздействие на людей. В конце периода "трезвости" в Финляндии производилось и тайно ввозилось из-за рубежа примерно 10 миллионов литров крепких напитков в год! А население страны, включая грудных детей, тогда составляло 3 миллиона человек.

Результат был таким: пить в стране стали не меньше, а больше; обострились проблемы семьи; ухудшилось здоровье нации. Год проходил за годом, а ситуация продолжала ухудшаться. Тем не менее некоторые политики продолжали настаивать на "сухом законе", но противникам все же удалось добиться решения о проведении общенационального референдума. Он состоялся в 1931 году и принес следующий итог: более 70 процентов жителей Финляндии проголосовали за отмену закона. На следующий год парламент официально поддержал мнение большинства, и в апреле 1932 года в Суоми снова открылись винно-водочные магазины.

Любопытная деталь: поначалу власти задумали постепенно вводить продажу крепких напитков, поэтому разрешили магазинам работать только ограниченное число дней в неделю. И что же? В "черные дни", когда продажа не разрешалась, снова стал активно действовать "черный рынок".

"Алко" - знак качества

Тем же решением парламента в Финляндии была создана государственная компания "Алкогольлиике А/О", которую в просторечье стали просто называть "Алко". Ей предоставлялось монопольное право на производство, импорт, экспорт и продажу винных и алкогольных напитков. В том памятном для финнов году в стране было открыто 95 магазинов "Алко", но право продавать эти напитки получили также 834 ресторана.

Дело "Алко" живет поныне. После вступления Финляндии в Евро-союз монополия этой компании была несколько ослаблена, но подавляющее большинство населения по-прежнему идет в ее торговые точки. Сегодня в каждом более или менее крупном, по финским меркам, населенном пункте имеется свой магазин "Алко", а в больших городах, разумеется, их гораздо больше.

- Какова все же главная цель "Алко" - больше продавать крепких напитков, чтобы добиваться высоких финансовых показателей, или продавать меньше, учитывая проблемы здоровья людей? - спросил я Мику-Пеку Миеттинена.
- Наша главная цель состоит в том, чтобы служить интересам покупателей. Выполняя свою основную задачу, которая кроется в сбыте алкогольной продукции, "Алко" стремится предотвратить отрицательные последствия потребления крепких напитков, - ответил директор.

Ответ несколько витиеватый, но эта задача, насколько я понял, достигается прежде всего за счет того, что в системе "Алко" продается только высококачественный товар. Это касается как финских напитков (водки "Финляндия", "Коскенкорва" и других), так и импортных. Контроль очень строгий. А чтобы люди не искали в выходные дни "самопал", магазины "Алко" работают с 1991 года и по субботам. Одновременно компания проводит широкую просветительскую кампанию, которая призывает покупателей к умеренному потреблению вина и алкоголя.

Спирт в виде желе

Но это вовсе не означает, что на "алкогольном фронте" в Финляндии нет проблем. Контрабандный ввоз крепких напитков продолжается. Последнее сообщение: таможенники портового города Ханко, что на юге Финляндии, задержали машину "караван" (летний домик на колесах), в тайниках которой обнаружили 1000 литров чистого спирта. Подпольные дельцы намеревались сбывать его в районе города Турку.

"Караван" прибыл из Германии, а за рулем находился гражданин Финляндии. Но таможенники утверждают, что чаще всего контрабанда идет из Эстонии и России. В ноябре 2001 года в порту Хельсинки был остановлен контейнер, в котором вместо винного уксуса находилась партия спирта в 23 тысячи литров! Контейнер прибыл из Южной Кореи, и его должен был забрать грузовик с российскими номерами.

Самый необычный случай произошел с товаром, который прибыл из Белоруссии: по документам груз значился как моющие средства и представлял собой... партию желе весом в 8,6 тонны. Финская таможня определила, что это желе было просто превратить в 96-процентный спирт! Это "игра по-крупному", а есть еще масса зарубежных "челноков", которые сбывают бутылки прямо на улицах Хельсинки и других городов или на стоянках автотрасс. При этом зелье бывает некачественным, случалось, что покупатели даже умирали.

Но это проблема борьбы с контрабандой, которая существует практически во всех развитых странах. Что касается печальной памяти "сухого закона" в Финляндии, отмене которого исполнилось 70 лет, то один из его исторических результатов таков: многие финны традиционно пристрастны к крепким напиткам. При подходящем случае они предпочитают "набраться", как бы опасаясь, что другого подходящего случая может и не быть. Думается, это действуют гены, рожденные в годы "сухого закона".

И в этой пристрастности финны похожи на россиян, хотя наши гены имеют другое происхождение.

Парламентская газета

© 2009, «Центр Разработки Национальной Алкогольной Политики»