Тел/факс: +7 925 5447677, эл. почта: sobor.center@mail.ru
Пятница, 26 апреля 2024 г.
Общие подходы к разработке
национальной алкогольной политики
 

Современные аспекты проблемы токсичности алкогольной продукции: мифы и реалии. В.П.Нужный (Национальный научный центр наркологии Минздрава России)

Доклад на конференции «Новейшие технологии и современное оборудование – важнейшие составляющие успеха экономического развития» В.П.Нужного(Национальный научный центр наркологии Минздрава России)

Оценка ситуации на алкогольном рынке России за последние годы свидетельствует о стабилизации и даже об улучшении качества алкогольной продукции. Последнее связано с рядом мер, предпринятых Правительством РФ, службами санэпиднадзора, торговой инспекции, таможни, милиции и налоговыми органами. Немаловажную роль в возникновении этой тенденции сыграло обострение конкурентной борьбы производителей алкогольной продукции за потребителя.
Тем не менее, данные, характеризующие воздействие алкоголя на население Российской Федерации свидетельствуют о том, что позитивные тенденции на рынке алкогольной продукции практически не отразились на показателях числа смертельных отравлений алкоголем, заболеваемости алкоголизмом, количестве алкогольных психозов, а также показателях дорожно-транспортных происшествий, убийств и самоубийств, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Более того, показатели, характеризующие напряженность алкогольной ситуации в стране в последние годы обнаруживают отчетливую тенденцию к ухудшению. Так, например, смертность от основных причин, связанных с потреблением алкоголя (случайные отравления, хронический алкоголизм, алкогольный психоз), с 1998 по 2001 год увеличилась в 2 раза (с 16 до 28 случаев на 100 тыс. населения в год).
В кругу политиков, экспертов, журналистов и в обществе в целом существует стойкое убеждение в том, что главная причина отравлений алкоголем, связана с употреблением низкокачественных и нелегально произведенных алкогольных напитков. В качестве иллюстрации можно привести выдержку из Материалов расширенного заседания экспертов Государственной думы, Совета Федерации, Торгово-промышленной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, участников алкогольного рынка на тему: «Проблемы алкогольного рынка России» от 29 октября 2002 г. На странице 7 части 2 этого документа утверждается, что «Отравления алкоголем и смерти от случайных отравлений алкоголем в подавляющем большинстве случаев являются результатом потребления алкогольных напитков, произведенных нелегально, т.е. незаконно».
Между тем никаких весомых аргументов в пользу этой точки зрения не существует. Данные Госкомстата о смертности населения от случайных отравлений алкоголем базируются на отчетах бюро судебно-медицинской экспертизы по графе «отравления алкоголем и его суррогатами». Посмертный диагноз ставится на основании обнаружения алкоголя в биологических жидкостях трупа методом газовой хроматографии. Диагностика такого рода не позволяет распознать, чем конкретно отравился человек – высококачественной или низкокачественной водкой, приобретенной в магазине, продуктом, произведенным подпольно или самогоном. Во всех этих случаях в исследуемых образцах биологической жидкости и тканей обнаруживается этанол и незначительное количество других летучих соединений, таких как метанол или ацетон, уровень которых при алкогольной интоксикации существенно возрастает в результате активации их эндогенного синтеза. Исключение составляют случаи отравлений, так называемыми, ложными суррогатами алкоголя, те есть жидкостями, не содержащими этанола (метиловый, пропиловый, амиловый и другие спирты). Такие отравления редки, часто имеют массовый характер и не вносят существенного вклада в общую картину смертельных отравлений алкоголем.
Предположение о том, что высокий уровень алкогольных отравлений является результатом потребления низкокачественной и суррогатной алкогольной продукции основано, по всей вероятности, на данных о том, что в середине 1990-х годов, когда рынок был переполнен подпольно произведенной водкой, смертельные отравления в ряде регионов страны регистрировались при относительно низком содержании этанола в биологических жидкостях. В последние годы сведения о существовании данного феномена отсутствуют. Никаких иных аргументов в пользу изложенной выше точки зрения не существует.
Таким образом, утверждение о том, что главная причина высокого уровня отравлений алкоголем в России связана с потреблением нелегально произведенных алкогольных напитков, является мифом. По всей вероятности феномен острой алкогольной смертности связан главным образом с передозировкой алкоголя. И лишь незначительная часть отравлений обусловлена потреблением образцов нелегального алкоголя, обладающих повышенной токсичностью.
Второй миф касается спирта этилового синтетического, в котором до недавнего времени также усматривали причину высокого уровня алкогольной смертности. Опасения относительно синтетического спирта появились в начале 1990-х годов, когда были разработаны промышленные технологии его дополнительной очистки от примесей. Именно тогда в розничной торговле стали выявлять алкогольные напитки, изготовленные из высокочистого синтетического спирта или напитки, представляющие собой купаж пищевого и синтетического спиртов. Вопрос о сравнительной токсичности ректификованного синтетического и пищевого спирта был предметом длительных и скрупулезных исследований в Институте гигиены им. Ф. Эрисмана. В результате было установлено, что по показателям острой, подострой и хронической токсичности эти спирты не различаются.
Учитывая то обстоятельство, что исследования были проведены с использованием методов, не в полной мере учитывающих специфику токсического действия этанола, в НИИ наркологии была также предпринята попытка оценить токсический потенциал синтетического спирта. Результаты проведенного исследования свидетельствовали о том, что пищевой и синтетический спирты по показателям острой токсичности (летальное действие, наркотическое действие, способность провоцировать развитие острого постинтоксикационного состояния) практически не различаются. Не было обнаружено различий и в подостром токсическом действии. Тяжесть синдрома отмены этанола (экспериментальный аналог алкогольного абстинентного синдрома) у животных, длительно подвергавшихся воздействию тем и другим спиртом, была одинаковой. Проводилась и оценка хронического токсического действия. Воздействию спиртами подвергали беременных самок крыс на протяжении всего периода беременности, а последствия интоксикации оценивали по состоянию потомства этих животных. Оказалось, что токсическое влияние пищевого и синтетического спирта на эмбрион и плод одинаково по направленности и выраженности.
Таким образом, ректификованный синтетический этиловый спирт, периодически обнаруживаемый в алкогольных напитках, не может служить причиной острых отравлений алкоголем.
Третий миф касается широко распространенного убеждения в том, что чем чище спирт, тем менее выражено его негативное действие на организм. Именно это представление побуждает некоторых производителей алкогольной продукции применять различные технологические новации, направленные на максимально полное освобождение спирта от примесей. Влияние примесей, образующихся в процессе ферментации, на токсическое действие этилового спирта детально изучалось в НИИ наркологии. Для этого в раствор этилового спирта марки «Экстра» вносили в разных соотношениях головную (эфироальдегидную) и хвостовую (сивушное масло) фракции погона. Было установлено, что летальное действие этанола увеличивается при внесении в водно-спиртовую смесь сивушного масла и эфироальдегидной фракции в количествах, существенно превышающих их содержание в водке. Оказалось также, что компоненты, присутствующие в эфироальдегидной фракции (по сравнению с компонентами сивушного масла), обладают более выраженной способностью усиливать наркотическое действие этанола. Однако и этот эффект выявлялся при внесении указанной фракции в 40% раствор этанола в концентрациях 3% и более.
Учитывая, что основным токсичным компонентом эфироальдегидной фракции является метанол, мы исследовали влияние разных концентраций метанола на острую токсичность этилового спирта. Было установлено, что метанол усиливает острое токсическое действие этилового спирта при добавлении его в концентрациях 2 г/л абсолютного алкоголя и выше. Иными словами, типичные примеси, образующиеся в процессе спиртового брожения, безусловно, обладают способностью модифицировать токсическое действие этанола. Однако в тех концентрациях, в которых эти примеси присутствуют в большинстве дистиллированных алкогольных напитков и тем более в водке, они не способны существенным образом повлиять на токсическое действие этилового спирта.
Еще один миф касается самогона, который, согласно существующей классификации, относят к категории истинных суррогатов алкоголя. Принято считать, что самогон оказывает на здоровье человека чрезвычайно губительное воздействие. Это представление связано с присутствием в самогоне значительного количества примесей и базируется на личных впечатлениях потребителей и несистемных сведениях о случаях отравления самогоном. Между тем, корректных, вызывающих доверие исследований токсических свойств этой категории «народных алкогольных напитков» до настоящего времени не проводилось.
В 2002 году в НИИ наркологии было закончено химико-токсикологическое исследование крепких алкогольных напитков домашнего изготовления, которое проводилось в рамках международной научной программы «Изучение моделей потребления некоммерческого алкоголя: сравнительное изучение культурных традиций». Объектом социологического фрагмента исследования служили 75 семей (210 человек), проживающих в селах нижегородской, воронежской и омской областей. Было установлено, что основным потребляемым алкогольным напитком является самогон (соотношение потребляемых самогона и водки – 4,8:1). Предпочтительное потребление самогона определяется, главным образом, его экономической доступностью (себестоимость самогона в 5 раз ниже стоимости водки) и убеждением о более высоком качестве и безопасности алкогольных напитков домашнего изготовления.
Анализ химического состава 80 образцов самогона, собранных в процессе социологического исследования, который проводился с использованием методов газовой хроматографии и хромато-масс-спектрометрии позволил условно разделить их на три группы.
Первая группа (около половины образцов) содержала незначительное, по сравнению с другими дистиллированными напитками (например, коньяк или виски), количество примесей. Самогоны этой группы можно охарактеризовать, как алкогольные напитки достаточно высокого качества.
Во второй группе (около 30% образцов) присутствовало большое количество труднолетучих компонентов – жирных кислот и высших спиртов, характерных для «хвостовой» фракции, что связано с дефектами процесса дистилляции. Самогоны этой группы отличались низкими органолептическими свойствами.
Третья группа (17,5% от общего числа исследованных проб) – образцы, компонентный состав которых резко отличался от типичного. Образцы, вошедшие в эту группу, содержали диацетил, ацетоин и этиллактат в аномально высоких концентрациях, или большое количество компонентов эфироальдегидной фракции (ацетон, этилацетат, ацетальдегид), или значительное количество компонентов хвостовой фракции погона (высшие спирты, фенилэтиловый спирт, уксусная кислота, изо-валериановая кислота). В отдельных образцах присутствовали лимонен и бензальдегид. Химический состав образцов этой группы свидетельствует о дефектах изготовления самогона на этапах ферментации и перегонки.
Токсичность 63 образцов самогона исследовали с помощью экспресс-метода (тест-объект – сперматозоиды крупного рогатого скота). Было установлено, что 65% образцов по уровню токсичности соответствуют 40% раствору пищевого этилового спирта марки «Экстра». Пробы остальных образцов оказывали более выраженное токсическое действие. Следует пояснить, что полученный результат является ориентировочным и нуждается в верификации с помощью других токсикологических методов.
Органолептическая оценка 10-ти образцов самогона, резко отличающихся по химическому составу, была организована И.И.Бурачевским и проводилась вслепую дегустационной комиссией Министерства сельского хозяйства РФ. Среди дегустируемых образцов присутствовали образец шотландского смешанного виски «Cutty Sark» и французского коньяка «Hennessy v.s.». Максимальный дегустационный балл был присвоен коньяку, следом шел один из образцов самогона, затем виски, и затем (по убывающей) другие образцы самогона.
Следует упомянуть и о результатах недавно проведенного в НИИ наркологии токсикологического исследования двух образцов самогона, изготовленных из сахара и меда с соблюдением основных технологических приемов. В опытах на животных оценивали выраженность острого токсического действия (средняя летальная доза, динамика наркотического действия и скорость элиминации алкоголя из крови) и подострого токсического действия (способность вызывать развитие физической зависимости, степень повреждения сердца, печени, головного мозга и слизистой оболочки желудка). Контролем служил раствор спирта марки «Экстра» аналогичной крепости. По всем исследованным параметрам исследованные образцы самогона не отличались или мало отличались от раствора эталонного спирта.
Представленные данные позволяют с высокой долей вероятности утверждать, что самогон, изготовленный с соблюдением правил традиционной технологии, по своей токсичности практически не отличается от раствора ректификованного этилового спирта высокой степени очистки. По сути дела высококачественный самогон представляет собой аналог большого круга дистиллированных алкогольных напитков, промышленно производимых в разных странах мира (бренди, виски, кальвадос, ром, сливовица, текила, кашаса, зивания и др.). Примечательно, что в странах, где распространено потребление таких напитков, уровень острой алкогольной смертности намного ниже, чем в России.
Становится ясным также, что низкокачественный самогон с высоким содержанием примесных компонентов обладает повышенной токсичностью. При употреблении его на грани физиологических возможностей организма вероятность летального исхода возрастает. И, наконец, источником отравлений, безусловно, являются образцы низкокачественного самогона, в который умышленно внесены разного рода одурманивающие добавки. Наиболее часто с этой целью самогон натаивают на хмеле, конопле, табаке, и даже на курином помете и шифере.
Резюмируя вышеизложенное, можно придти к заключению о том, что главная причина сверхвысокой алкогользависимой заболеваемости и смертности населения Российской Федерации в настоящее время кроется не в повышенной токсичности легально или нелегально произведенных алкогольных напитков, а обусловлена иными факторами. Среди последних могут быть психосоциальные факторы (в том числе явления психосоциального стресса), побуждающие потреблять большое количество алкоголя, снижение устойчивости к действию неблагоприятных факторов внешней среды (в том числе к токсическому действию алкоголя), недостаточность и несбалансированность питания, рост числа хронических заболеваний и другие факторы.

Перечень работ, на которых основаны положения доклада:
1. Новикова М.Г., Кошкина Е.А., Нужный В.П. Отравления алкогольными напитками, суррогатами алкоголя и токсикантами в 1984-1994 годах. // Вопр. наркологии. - 1996. - №4. С. 77-85.
2. Нужный В.П., Харченко В.И., Акопян А.С. Избыточное потребление алкоголя в России – весомый фактор риска болезни системы кровообращения и высокой смертности населения (обзор). // Терапевтический архив. – 1998. – Т. 70, № 10. - С. 57-64.
3. Нужный В.П., Демешина И.В., Забирова И.Г., Листвина В.П., Самойлик Л.В., Суркова Л.А., Тезиков Е.Б. Влияние компонентов сивушного масла и эфироальдегидной фракции на острую токсичность и наркотическое действие этилового спирта. // Токсикол. вестник. - 1999. - № 2. - С. 2-8.
4. Нужный В.П., Демешина И.В., Забирова И.Г., Листвина В.П., Самойлик Л.В., Суркова Л.А., Тезиков Е.Б. Исследование влияния метанола на острое и подострое токсическое действие этилового спирта. // Вопр. наркологии. – 1999. - № 3. – С. 54-59.
5. Нужный В.П., Савчук С.А., Демешина И.В., Забирова И.Г., Листвина В.П., Самойлик Д.В., Суркова Л.А., Тезиков Е.Б. Состав и токсичность самогонов из сахара и меда. // Реф. сб. ВИНИТИ: Новости науки и техники. - Сер. Медицина. - Вып. Алкогольная болезнь. - М.. 1999. - № 6 - С. 1-10.
6. Нужный В.П., Львова Ю.А., Суркова Л.А., Забирова И.Г., Демешина И.В., Листвина В.П., Самойлик Л.В. Исследование токсичности спирта этилового синтетического ректификованного. // Токсикол. вестник. – 2002. - № 5. – С. 13-22.
7. Нужный В.П., Савчук С.А., Каюмов Р.И. Химико-токсикологическое исследование крепких алкогольных напитков домашнего изготовления (самогон) из разных регионов России. // Наркология. – 2002. - № 5. – С. 43-48.
8. Нужный В.П., Забирова И.Г., Суркова Л.А., Листвина В.П., Самойлик Л.В., Демешина И.В., Львова Ю.А. Сравнительное экспериментальное исследование острого и подострого токсического действия коньяка и виски. // Наркология. – 2002. - № 10. – С. 46-52.

© 2009, «Центр Разработки Национальной Алкогольной Политики»